Горина Наталья Владимировна

Советы родителям, бабушкам, дедушкам, как научить ребёнка читать?

Дорогие бабушки и дедушки! Внимательно прочитайте  эти советы, прежде чем приступать к занятиям с ребёнком.

1. Лучше всего начинать обучение чтению в возрасте 4-5 лет.

2. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут. Частота занятий-3-4 раза в неделю.

3. Обязательно старайтесь проводить занятия весело, в игровой форме.

4.  Старайтесь чаще поощрять малыша, обучение должно быть радостным процессом.От этого во многом зависит его интерес к занятиям и учёбе в дальнейшем.

5.  На первом этапе нужно выучить 5 гласных букв и как минимум 10 согласных, причём последние запоминаются и произносятся именно как звуки:[б],[г],[в]…, а не бэ, гэ, вэ…

6.  Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научится читать их «в уме». Говорите малышу: «Б,  А – что получится? Правильно, БА!»

7.  После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге.

8.  Стремитесь к тому, чтобы ребёнок читал слоги сразу, а не по буквам.

9.  Для того чтобы облегчить маленькому ученику работу, сначала предлагайте ему читать «в уме» только слоги с фиксированной гласной: БА,ВА,ГА… Когда этот этап будет пройден, перехотите к слогам к другой фиксированной гласной: БО,ВО,ГО…

10.  Если вы почувствовали, что ваше чадо уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А,О,У,И,Ы,Э, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е,Ё,Я,Ю.

11. Читая слоги БЯ,БЕ,БЁ,БЮ, не забывайте время от времени возвращаться к предыдущим слогам БА,БО,БУ,БИ,БЭ,БЫ, для повторения и закрепления пройденного.

12.  Слоги с первой гласной -АБ,АИ,ОГ,УГ,… (назовём их обратными) дети очень часто, особенно на первых порах, читают на оборот, т. е. вместо слога АБ- слог БА. НЕ расстраивайтесь, постепенно всё образуется. Каждый раз мягко поправляйте ребёнка.

13.  Обратите особое внимание на дикцию ребёнка. Часто встречающие в этом возрасте дефекты речи будут мешать будут мешать чтению. Поэтому желательно в этих случаях обратится к логопеду.

14.  Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребёнок называет слог сразу, а не по буквам.

15.  Сначала читаем с ребёнком односложные слова -КО-Т, затем переходим к двух-и трёхсложным словам-МА-МА, КО-РО-ВА.

16. Старайтесь разнообразить упражнения для чтения. В частности, весьма полезны бывают следующие способы. Напишите на листке бумаги то или иное слово(РЫ-БА, КО-Т),попросите малыша прочитать его. А затем тут же нарисуйте на листочке соответствующую картинку (весёлую рыбку, грустного котика). Детям очень интересно наблюдать, как прочитанное ими слово тут же «появляется» в виде картинки. Сделайте карточки со словами КО-Т, ПЁ-С, ЛЕ-В и т.д… Попросите малыша положить карточки около соответствующих игрушек.

17.  Убедившись, что ваш ученик более или менее читает двух- и трёхсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений, затем- текстов.

«Основные правила поведения родителей, которые хотят правильно воспитывать своего ребенка»

Хорошо известно, что родители, как правило, испытывают большой интерес к воспитанию и обучению своего ребенка. Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь со стороны родителей. Для правильного воспитания ребенка важно, чтобы слова и дела родителей всегда могли быть примером для ребенка. Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше, чем другие дети, общаются с окружающим миром. Многие родители ошибочно считают, что маленькие дети и особенно дети с отклонениями в развитии многого не понимают. Однако не так. Прежде всего родители всегда должны выполнять обе­щания, данные ребенку.Ребенок с особенностями развития больше чем здоровый ребенок нуждается в уважении к себе, он часто более впечат­лителен, добр и беззащитен. Малейшее проявление недобро­желательности глубоко ранит его, его нервная система ещё более слабеет, нестойкое психическое равновесие нарушает­ся, он привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от роди­телей, замыкается в себе, что усиливает его физические психические проблемы и способствует патологическому раз­витию личности. Неблагоприятная обстановка для развития ребенка с отклонениями в развитии может сложиться и в дет­ском учреждении, которое он посещает. В этих случаях ро­дителям следует посоветоваться с психологом данного учреж­дения и психотерапевтом. Главное заключается в том, что каждому ребенку, несмотря на уровень умственного развитие следует относиться с большим уважением и никогда не раз­говаривать с ним грубо.  Родителям и окружающим взрослым никогда нельзя быть причиной плача и дискомфорта ребенка. Никогда не запугивайте ребенка. Вместо того чтобы запугивать беспокойного ребенка, постарайтесь понять причину его беспокойства. Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Следует помнить, что тревога, чувство страха ослабляют и без того слабую нервную систему ребенка с отклонениями в развитии, они также могут стать причиной болезненного воображения и даже психотического состояния.   Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями в развитии нередко проявляют раздражительность, агрессивность, двигательную расторможенность. Они длительное время не могут контролировать свои эмоции. Они чаще, чем здоровые дети, испытывают чувство дискомфорта, проявляя при этом упорное непослушание, склонность к бурному, безудержному поведению. В этих случаях ребенка следует показать детскому психиатру. Относиться к таким детям следует спокойно, ровно, доброжелательно, имея в виду, что многие из них больны и нуждаются в помощи детского невропатолога и часто психиатра.

Наши дети: логопедическая помощь в Деме

Речевая патология на сегодняшний день – широко распространенная проблема. К специалистам обращаются и взрослые, страдающие нарушениями речи, и родители детей, нуждающихся в помощи логопеда. Их многочисленные вопросы обычно сводятся к следующему: каковы причины речевых расстройств и их основные симптомы; что можно сделать для их профилактики и преодоления; какие приемы логопедического воздействия доступны неспециалистам; как родителям помочь ребенку собственными силами; каким образом наладить полноценное взаимодействие с врачом.

Логопедическая помощь детям в Дёмском районе с различным уровнем развития речи оказывается в специализированных детских садах, в специализированных группах при массовых детских  садах , школах, в логопедическом кабинете детской поликлиники,  в логопедических кабинетах центров .К сожалению, количество  детей с нарушениями речи не уменьшается, а увеличивается, да и Дёма расширяется, поэтому логопедических кабинетов  не хватает.

Сегодня мы беседуем с  Руководителем и преподавателем  центра «Домашний логопед+», учителем-дефектологом-логопедом высшей категории  Натальей Владимировной Гориной.

— Наталья Владимировна, Вы занимаетесь таким благородным и полезным делом, а как возникла идея организовать центр?

— Наш центр открылся 11 июля 2011года по адресу Альшеевская,11. Идея организовать  центр   «Домашний логопед+»возникла совместно с моим мужем . Решение далось легко, быстро нашли кабинет (центр пока состоит из одного логопедического кабинета). Нас ничего не пугало, мы  просто верили в себя, я довольно долго работала учителем-дефектологом-логопедом в государственных   учреждениях (стаж работы – 10 лет) и знала, что желающих посещать наш  центр будет более, чем  достаточно .Так и получилось. На 2011-2012 год у нас 30 учеников.

— Как определить, что ребенку нужна квалифицированная помощь логопеда?

— Объем и характер коррекционных мероприятий для детей с проблемами в развитии определяет, конечно же учитель-дефектолог-логопед . На консультацию и занятия принимаются родители и дети в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие проблемы в развитии. Зачислению на коррекционные занятия к учителю-дефектологу-логопеду подлежат дети со всеми видами речевых нарушений, неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие, детки с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  с нарушением интеллекта, с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития), с иными сложными нарушениями. Также запись на консультацию к учителю-дефектологу-логопеду  осуществляется по направлениям медицинских учреждений,  детских дошкольных учреждений, школ. Или, если родители видят, что у ребенка есть проблемы, они могут обратиться к логопеду самостоятельно.

— Какие документы необходимы для обследования?

— В ходе консультации учитель-дефектолог- логопед  рассматривает следующие документы:

1. Педагогическая характеристика из детского сада или из той школы, где обучается ребенок (с указанием успеваемости, поведения, а также педагогической помощи, которая оказывалась), письменные работы учащихся.

2. Амбулаторная карта с подробной выпиской из истории развития ребенка за подписью главного врача поликлиники,  заключением педиатра об общем состоянии ребенка, психиатра (невропатолога) в случае психического заболевания (подробное обоснование диагноза), отоларинголога, офтальмолога и врача-ортопеда при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата.

3. Свидетельство о рождении (только предъявляется).

Данные дефектологического обследования заносятся в реабилитационную карту. На основании дефектологического и логопедического обследования ребенка учитель-дефектолог-логопед  составляет индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Конечная цель педагогической коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психологических и физических функций ребенка с нарушениями в развитии.

— Как проходят занятия?

— В условиях центра дети занимаются индивидуально или по три-четыре человека в группе 1-2 раза в неделю. Каждое занятие длится примерно 30-40 минут и проводится по следующему плану:

1) упражнение на усидчивость и подражательность; выработка слухового и зрительного внимания.

2) развитие моторики (общей и мелкой).

3) развитие речи-обогащения словаря, работы над грамматическим строем речи, развития связанной речи.

4) работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха и фонематического анализа.

5) развитие элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве).

6) развитие внимания, памяти, мышления.

— Скажите, может ли так быть ,что один мальчик(девочка) молчал до трёх лет, а потом заговорил целыми фразами?

— Нет. Многие мамы замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением  специалиста год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб. Существуют определённые законы развития, в том числе и речевого аппарата, которые гласят, что к 2 годам у ребёнка должна быть  сформирована фразовая речь (то есть предложения из двух слов, пусть   даже и лепетных). Если этого не произошло к 2,5 годам, время бить тревогу и идти на приём к логопеду.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Желаем успехов Вам и Вашим детям! И помните, что развитие ребёнка зависит от внимания заботливой мамы и папы. А специалисты Вам помогут.

— Спасибо за Вашу работу и это интервью!

Беседовала Гузель Фаткуллина

Если лев лычит

Пятилетний Илюша пришел на прием к логопеду и та спросила у мальчика, как его фамилия.
— Котов! – ответил Илья.
— Котов?
— Да не Котов я, а Котов! – возмущенно закричал малыш.
В диалог вмешалась мама Ильи:
— Не Котовы мы, а Кротовы.


Такие забавные ситуации нередко встречаются в практике учителя-дефектолога–логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения Демского района Натальи Гориной. Она рассказала о том, какие трудности могут возникнуть при лечении дефектов речи.
— С какого возраста можно вылечить ребенка?
— С первого года жизни до 18 лет. Но чем раньше начать лечение, тем быстрее пациент избавляется от дефектов. Дело в том, что при рано начатых логопедических занятиях активно работают различные мозговые системы, что способствует наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений. Если же тянуть с лечением, то занятия будут осложняться «возрастом дефекта».
— Как определить, пройдет ли нарушение самостоятельно или же необходимо обратиться к логопеду?
— Все звуки у ребенка должны появиться к пяти годам, если к этому возрасту малыш не выговаривает буквы, необходима консультация логопеда. Если ребенок не говорит в два-три годика, не нужно ждать и надеяться, что он заговорит, даже если вам кто-то сказал, что есть дети, которые начинают говорить в шесть-семь лет. Им нужна помощь не только логопеда, но и невролога, отоларинголога и сурдолога. Чем раньше начата работа по преодолению дефектов речи, тем эффективнее результаты и тем легче дефекты речи поддаются коррекции.
— А можно ли вылечить взрослого человека?
— Можно, но здесь будет играть роль «возраст дефекта». Ко мне обратился за помощью тридцатилетний мужчина, у которого 26 лет было горловое «р». Звук был поставлен, но автоматизация проходила с большим трудом, молодой человек не мог перестроиться и в речи часто использовал горловое «р». Курс обучения был увеличен. Нужно отметить, что ни с того ни сего у взрослых дефекты речи не появляются, только при черепно-мозговых травмах или же при инсульте.
— С какими звуками проблем больше всего?
— Наиболее часто встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л». А сложнее вылечить общее недоразвитие речи первого уровня или моторную алалию (отсутствие или недоразвитие речи из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, которые произошли во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка).
— У кого чаще встречаются дефекты речи: у мальчиков или девочек?
— Чаще у мальчиков, ведь они в раннем возрасте слабее девочек. В связи с этим слабее у них и речевая функция.
— Сколько в среднем длится лечение?
— Курс занятий зависит от диагноза: от одного месяца, до двух лет в тяжелых случаях. Если же у ребенка дефекты строения артикуляционного аппарата, то его я направляю к стоматологу или ортодонту, где нарушение устраняется хирургическим путем.
-Заболевание возвращается?
— Может вернуться заикание при логоневрозе или в результате перенагрузки нервной системы. Дефект речи может возвратиться, если звук поставлен, но не автоматизирован.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.