Постановка и автоматизация звука [У].

уЗвук У.

Гласный, заднего ряда, верхнего подъема.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении

1)Положение губ.

Губы напряжены, вытянуты вперед и сближены ( еще больше, чем при О).

2) Расстояние между резцами.

Небольшое (=3мм).

3)Положение языка.

Язык оттянут в глубь ротовой полости и поднят своей корневой частью к небу.

4) Положение мягкого неба.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.

5) Положение голосовых связок.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, — образуется голос – звук голосовой.

Можно видеть положение губ (проверяется мизинцем).

Можно осязать вибрацию в области гортани и груди, холодную узкую струю воздуха, направленную вперед.

Можно слышать – дети I группы.

ВЫЗЫВАНИЕ

  1. Звук ставится по подражанию. При первоначальном ознакомлении с произношением звука У, произнося. Например, звукоподражательные слова АУ, УА или отдельный звук надо дать детям возможность не только прослушать его, видеть артикуляцию губ, но и осязать вибрацию верхней части груди, поскольку это противодействует характерному для многих глухих повышению голоса на звуке У.
  2. Если по подражанию звук не получается, то его ставят на базе звуков А и О. На последовательном произнесении А – У, О – У педагог показывает детям выдвигание губ вперед. Движение языка назад педагог показывает, отодвигая его пальцем при открытом рте в самую глубь ротовой полости. Звук должен быть в наиболее легкой для произнесения позиции – ударной.
  3. Этапы:
  1. Подбор речевого материала – слова – знакомого детям.
  2. Образец произношения слова, воспринимаемый ребенком слухо — зрительно.
  3. Анализ слова – деление его на слоги.
  4. Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.
  5. Синтез.

ДЕФЕКТЫ

Замена У = И. неправильное положение языка – он оттянут вглубь ротовой полости, а кончиком упирается в нижние резцы, причем спинка его выгнута так. Как при произнесении звука И. Губы сильно сближены. Напряжены.

  1. Раскрыв рот. Показать ребенку перед зеркалом правильное положение языка, показать разницу между правильным (оттянутым назад) и неправильным положением языка.

Вслед за этим надо предложить, открыв рот. Оттянуть язык назад. Добившись цели побудить включить голос, а затем сблизить губы – должно получиться чистое У.

  1. Если ребенок не может воспроизвести правильное положение языка по подражанию, то следует отодвинуть язык назад пальцем, шпателем или зондом. Делать перед зеркалом беззвучные упражнения в передвижении языка вперед и назад. Затем связать движения, подвинуть язык вглубь ротовой полости, и звук У получает правильное звучание. По мере исправления дефекта можно пользоваться трубочкой в течение короткого мгновения, перед произнесением звука. В момент произнесения педагог быстро вынимает трубочку изо рта ребенка.

Замена У = О. Недостаточно выдвинуты губы, расстояние между резцами слишком велико ( = О ),недостаточно глубоко отодвинут язык.

a) Перед зеркалом делать губную гимнастику, произнося подряд, связано ПА — ПО — ПУ, ПА — ПУ, ПО — ПУ, АОУ, АУ, ОУ,…

b) Перед зеркалом делать упражнения в движении челюсти, при произнесении АОУ, АУ, ОУ, У.Ребёнок проделывает упражнения сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно. В случае необходимости лёгким нажимом руки поднимать и опускать нижнюю челюсть.

c) Отодвинуть язык шпателем или пальцем в глубь рта.

Замена У=W(двугубное В) Язык пассивен. Губы чрезмерно сближены и недостаточно лабилизованы или чрезмерно выдвинуты.

  1. Перед зеркалом показать разницу между нормальной и дефектной артикуляцией. При этом для более старших детей можно изобразить с помощью пальцев размеры ротового отверстия.
  2. При упорной замене звука У двугубным В надо временно перевести ученика на произнесение этого гласного с оттенком О, т.е. с более широким, чем требуется, ротовым отверстием. Лишь в дальнейшем, когда будет преодолена установка на резкое сближение губ, можно перейти к нормальной артикуляции, не опасаясь повторного соскальзывание на дефектное произношение звука.

«Открытая гнусавость», (носовой оттенок). Опущена небная занавеска – носовой оттенок.

а) По подражанию.

b) Упражнения на твердой атаке. Предложить произнести слог ПУ (энергично), выдели гласныеПУПУПУ____. В дальнейшем выделить изолированное У.

с) Показать ток теплого воздуха, выходящего через рот при правильном образовании голоса.

d) Показать вибрацию носа при неправильном произнесении У и отсутствии вибрации про правильном произнесении.

e) Для контроля можно использовать виброскоп.

«Фальцет». Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.

а) Обратить внимание на различие в звучании нормального и фальцетного голоса.

b) Указать на то, что в норме вибрирует грудная клетка, а при фальцете нет.

с) Слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ, осадить гортань вниз, сместить её влево — вправо.

d) Перевод на слабый голос или шёпот.

е) Протяжное произнесение У___. Большим и указательным пальцами массировать гортань в вертикальном и горизонтальном направлениях во время произнесения У___. Голос переходит на фальцет лишь на некоторых гласных ( чаще на У, И ) следует исходить из звука, произносимого голосом нормальной высоты и присоединять к нему А___У___МУ___,М___У___. Обратить внимание на о, что при У, как и при А, грудная клетка вибрирует. Если не получается – исходить из О и пальцами сблизить губы до У.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПУ- ПУ

УП, СУП

УПА

УПАЛ

УПАЛ ( УПА — )

ТАТА УПАЛА

ТУ

УТ

ТУТ

ТАТА ТУТ.

МАМА ТАМ.

ПАПА ТАМ.

  1. Длительное изолированное произнесение У___.
  2. Отработка звука в позиции напряжённой артикуляции:

а) Под ударением

ПУ, ДУ, ТУ

КАПУСТА, ПОДУШКА, ТУЧА,…

b) Вначале слова, слога

УП, УТ, УС

УПАЛА, УСТАЛА, УШЛА, УТРО

  1. Отработка в различных позиционных условиях.

УП… УПАЛ, СУП, КУПИТЬ.

ПУ…ПУШКА, ПУТЬ.

ПУС…ПУСТИЛ, КАПУСТА.

  1. Отработка в различных комбинаторных условиях.

ПУ…ПУГОВИЦА

СУ…СУП

ТУ…ТУМАН

БУ…БУСЫ

УА…У АНИ

УИ…У ИРЫ

  1. Дифференциация с другими гласными по движению языка в глубь рта.
  2. У – А – ШУБА – ШАПКА
  3. У – О СУП – СОЛЬ, ЛУЖА – ЛОЖКА

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *