Постановка и автоматизация звука [Ш] :: Домашний логопед +

Постановка и автоматизация звука [Ш]

Постановка и автоматизация звука [Ш].ш

Согласный, глухой, ротовой, лабиализованный,шипящий.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы лабиализованы, вытянуты  вперёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние  между резцами (зубами) не превышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посередине узкую плоскую щель;  боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму «чашечки». Посередине желобок. Положение голосовых связок: разомкнуты. Можно видеть положение губ, расстояние между резцами; открыв рот положение языка. Можно осязать широкую, тёплую сильную воздушную струю, направленную косо вниз.

Постановка. Анализ слова до слога КАРАНДАШ-КА-РАН-ДАШ-АШ. Сравниваем звуки   [А] и  [Ш] на руках и на языке без голоса. Рука ребёнка на груди: при произнесении звука [Ш] вибрации нет, воздушная струя сильная. На базе звука  [С] механическим путём (зонд, палец,шпатель): «Скажи С», поднять кончик языка зондом, но с альвеолами не соприкасаемся; можно, в виде исключения, продвинуть зондом язык назад-получаем мягкое  Ш. Жестовый показ. Речедвигательная ритмика. Профиль артикуляции.

Виды не правильного произношения. «Призубный сигматизм». Ш=Т Кончик языка примыкает либо к альвеолам, либо к резцам. На слухо-зрительной основе взять слово и показать характер воздушной струи (струя стала толчкообразной). Боковой «сигматизм». Боковые края опущены, кончик языка закрывает щель. 1 Проверяем звук [С], если все хорошо корректируем. 2 Подготовительные упражнения (можно использовать для постановки): Придать языку ложкообразную форму и поднять его к губе (снаружи), и провести дутьё. Увести язык за зубы к альвеолам и лабиализовать губы. «Свистящий сигматизм». Щ=С. Кончик языка прижат к нижним резцам. Нужно ставить заново, и только верхнее Ш. «Межзубный сигматизм». «Щёчный Ш». Ш=Щ язык пассивен. Звук ставим заново. «Озвончение». Ш=Ж. Сомкнуты голосовые связки. Устраняем на слухо-зрительной основе, вибрации быть не должно. «Губно-зубной Ш». Ш=Ф. Пассивен язык. Ставим заново. Недостаточно лабиаизовыны губы. Увеличено расстояние между резцами. Сильно отодвинутый в глубь язык. Опущена нёбная занавеска. Просто выдох.

Автоматизация звука [Ш]. Правильно проговариваем звук [Ш] в слогах. ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ, ША-ШО, ША-ШУ, ША-ШИ, ША-ШЕ, ШО-ША, ШО-ШУ, ШО-ШИ, ШО-ШЕ, ШУ-ША, ШУ-ШО, ШУ-ШИ, ШУ-ШЕ.  Выделяем ударные слоги ШАША, ШАШАША, , ШАША, ШАШАША, ШАШАША.Проговариваем в словах ШАРЫ, ШАПКА, ШАРФ, ШУБА, ШУМ, ШУРА, ШУТКА, ШАШКА, ШАЛУН, ШАКАЛ, ШОВ,ШЁПОТ, ШИНА, ШИЛО. Автоматизируем звук [Ш] между гласными звуками АША, ОШО, УШУ, ЫШИ, АШО, УША, ОША, ОШУ, АШУ, Автоматизация звука  [Ш] в обратном слоге.  АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ЯШ, ЕШ, ЮШ, ИШ. В обратном слоге в словах  ВАШ, НАШ, ДУШ, ТУШ, МЫШЬ, КОВШ, ЁРШ, ЛАНДЫШ, МАЛЫШ.  В обратном слоге в  предложениях САША ДАЙ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ, МАША ДАЙ СИНИЙ КАРАНДАШ, МИША ДАЙ ЖЁЛТЫЙ КАРАНДАШ, ДАША ДАЙ ЗЕЛЁНЫЙ КАРАНДАШ. Правильно проговариваем звук в сочетании с согласной ШВО, ШВА, ШЛО, ШМО, ШНО, ШПО, ШРО, ШВА, ШКА, ШЛА, ШМА, ШНА, ШРА, ШПА, ШВУ, ШКУ, ШЛУ, ШМУ, ШНУ, ШПУ. Проговариваем в словах ШКАФ, ШКАТУЛКА, ШКОЛА, ШЛАНГ, ШЛЯПА, ШПАЛА, ШТУКА, КРОШКА, КАТУШКА, ПОЛУШКА, ЛЯГУШКА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОШКА, ПЫШКА, МЫШКА. Проговариваем звук [Ш] в предложениях У ШУРЫ ШУБА,У ШУРЫ ШАПКА. ШУРА И ПАША ПОШЛИ  В ШКОЛУ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Filed Under: Статьи


Оставить комментарий