Сулейманова Н.С.

 

Как подготовить ребёнка к школе?

-Чему учить?

-Что  должен знать ребёнок перед школой?

-С чего начать учить?

Многие родители задаются  вопросами такого характера.

И порой, вместо того, чтобы облегчить ребёнку учебу в школе, могут её усложнить. Ведь от родителей можно услышать, что его ребенок знает все буквы, но не умеет читать, объединив их в одно целое. Но не следует ожидать скорейшего преобразования дошкольника в школьника.

Необходимо отметить, что дети по своему развитию разные. Кто-то способен уловить и переработать новый материал с первого раза, в то время как кому-то тяжело это сделать и. Кто-то умеет прекрасно читать, а кто-то – лишь учится разговаривать. С чего начать подготовку к школе?

Многие родители считают, что подготовка к школе предполагает получение ребёнком основ математики, чтения и письма. Однако, чтобы ребёнок правильно воспринимал  и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать психические процессы, такие как память, внимание, мышление,  воображение, восприятие и речь. Также при подготовке к школе немаловажным является индивидуальный подход, то есть учет интересов и личности каждого ребенка.

Главное, что должны уметь будущие первоклассники, идя в школу – уметь говорить и уметь без труда выражать свои мысли и желания. Если ребенок не способен этого сделать, в школе ему будет очень тяжело. Поэтому необходимо заниматься с ребенком, развивать его речь.

Но следует учесть для успешной учебы ребёнка необходимо также привить интерес к будущей учёбе.

Логопедический массаж

Логопедический массаж как один из коррекционных методов при различных тяжелых речевых нарушениях применяется достаточно давно. Массаж используется в логопедии с лицами, у которых наблюдаются такие речевые расстройства, как дизартрия, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

С какой целью используется логопедический массаж:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение непроизвольных двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция мышечных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц речевого аппарата, у которых имелась недостаточная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах, наличие увеличенных лимфатических желёз.

Надо иметь в виду, что логопедический может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей.

Следует отметить, что неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре.

Короткая уздечка. Операция или упражнения?

Часто этот маленький кусочек соединительной ткани под язычком заставляет родителей беспокоиться о звукопроизношении их подрастающего ребенка. И часто возникает вопрос подрезать уздечку или нет. Ошибочно думать, что операция по ее подрезанию пустяковая.

Делать операцию стоит только после того, как предприняты попытки растянуть её логопедическими методами. То есть в игровой форме при помощи специальных упражнений, часть которых можно выполнить и в домашних условиях.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, она ограничивает движения языка. Из этого следует, что нарушается произношение звуков, требующих подъема языка вверх.

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то , что, как и после любой операции, на уздечке останется рубец, который также будет уменьшать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет бояться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Правила выполнения упражнений:

При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.

Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть — дайте ему отдых.

Упражнения для растягивания подъязычной связки

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д- Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не за­крывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние,: то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Дизартрия

В логопедической практике часто встречаются дети, у которых недостатки речи по своему внешнему проявлению напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), но имеют более длительную динамику устранения. Тогда детям ставят диагноз «дизартрия».

Дизартрия возникает при нарушении функции черепно-мозговых нервов, ответственных за артикуляцию. Основным отличием дизартрии от других нарушений произношения является то, что при данном нарушении страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная система речи. В речевой и мимической мускулатуре у детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность. Речь таких детей нечеткая, смазанная, голос у них тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Устранение дизартрии предусматривает комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие должно определяться неврологом и включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется дефектологами, психологами, воспитателями, родителями и направлено на:

  •  развитие сенсорных функций;
  •  развитие пространственных представлений;
  •  развитие высших психических функций;
  •  формирование тонких дифференцированных движений рук;
  •  развитие познавательной деятельности;
  •  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
  •  Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.
  •  Логопедическая работа по устранению дизартрии включает пять этапов:
  •  1 этап — подготовительный.
  •  Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
  •  2 этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Данный этап включает следующие направления:

– выработка основных артикуляционных укладов,

– определение последовательности работы над звуками,

– развитие фонематического слуха,

– постановка звука,

– автоматизация;

– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3 этап — выработка умений использовать речевые навыки в различных ситуациях.
4 этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

  •  5 этап — подготовка к обучению в школе.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.