Постановка и автоматизация звука [Б]
Постановка и автоматизация звука [Б]
Губной, смычный, взрывной, мгновенный, ротовой, звонкий согласный.
Артикуляция звука в норме при изолированном произнесении.
Положение губ. В первый момент губы смыкаются, напрягаются. Во второй момент смычка взрывается, воздух выталкивается наружу. Расстояние между резцами небольшое. Положения языка зависит от следующего звука (язык пассивен). Положение мягкого неба поднято закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Можно осязать воздушную струю толчкообразного характера, слабее, чем при П.
Постановка.
Опираясь на П, хотим вызвать голос. Ищем слово с АБА – действует закон ассимиляции, т.е. озвончение (между гласными). Слово должно быть знакомо, соблюден фонетический принцип. АБАЖУР: «смотри и слушай» (на слухо – зрительной основе), 3 повтора, ученик пробует повторить, произносит П, обращаем внимание на щёки. Далее законом ассимиляции (повтор без пауз, голос есть).
Не вышло: вызываем Б через подготовительные упражнения:
Дутьё сквозь сближение, ненапряжённые губы – допускается небольшое раздувание щёк.
Дутьё+ голос – двугубное В
Под нижнюю губу наложить указательный палец в горизонтальном положении. Воспроизводить движение пальцем сверху вниз.
Дефекты
1)«Оглушение».Акустические эффекты П – разомкнуты голосовые связки.
Разъясняем
Озвончаем- помещаем между гласными.
2)Чрезмерное раздувание щёк.
Показать , что это не красиво , поупражняться на слогах .
Отклонения в артикуляции:
Губы могут быть недостаточно напряжены;
Могут размыкаться без взрыва ;
Язык может быть напряжен;
Небная занавеска может быть опущена;
Голосовые связки могут быть разомкнуты.3)Гнусавость(Б-мБ).
Фальцет.
Перенапряжены голосовые связки –высокий головной голос .
Устранение.
1)Начинаем с разъяснение сущности дефекта .Сначала ребёнок воспринимает слухо-зрительно , затем пытается повторить.
2)Подключаем кожный анализатор (должна быть вибрация в области груди и гортани, не должна быть в области темени).
3)Переводим ребёнка на слабый голос или на шепотную речь, – снизится темп.
4)Перейти к протяжному произношению . Артикуляционный аппарат будут расслабляться.
Система упражнений на закрепление:
Длительное изолированное произнесение. А________
Обработка в положении напряженной артикуляции:
1.Под ударением:
Ба , как , да; рубашка , санки , нога, рука .
- В начале слова , слога:
Ан , ам , Андрей , арбуз , апельсин , автобус.
Отработка звука в различных позиционных условиях:
Ап…апельсин , аптека , апрель.
Па…лупа , луна;
Пал…упал , попал.
Обработка звука в различных комбинаторных условиях:
Та…Таня , катается;
Па…парта , палка;
СА…санки , сахар , самолёт;
За…забор , ваза , коза , заяц;
Жа…жаба , лужа;
Ва…вагон , вата , сова , корова;
КА…каша , шкаф;
АО…наступила осень;
Ау…купила утку
Аи…мама и Ира
Дифференциация звука А с другими гласными:
1 По подъёму языка:
А-И-ВАЛЯ-НИНА. ЛАНДЫШ-ЛИЛЯ. ЛАРА-ЛИДА
А-Э-АЗБУКА-ЭТАЖ. АДРЕС-ЭХО
По движению языка в глубь ротовой полости:
А-У-КОМАР-МУХА, РАМА-РУКИ
А-О-ТАЧКА-ТОЧКА , ТАЗ-НОС