РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Фонематический слух – врожденная способность различать звуки родного языка. Основная функция: смыслоразличительная. При сохранном фонематическом слухе можно без труда отличить слова, например:

сорт – трос-торс    или    тапки-шапки, удочка-уточка.

Фонематический слух необходим для различения слов, отличающихся одним звуком. Развитие фонематического слуха – важнейшая предпосылка  обучения детей чтению. Необходимо знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и  сходно, что звуки в слове произносятся  в определенной последовательности, знакомить  с многообразием слов  и разнообразием звуков окружающего мира. Можно включать активную деятельность различные анализаторы:

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР -упражнения на узнавание и нахождение предмета по слову, загадке, рисунку.

ТАКТИЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР-игра  « Чудесный мешочек». Ребенок узнает предметы наощупь.

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР-словесные игры без опоры на рисунок.

ЗАДАНИЯ.

Звук С .

Цель: развиваем способность самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука С. Тренировка слухового анализатора.

 

Чтобы ноги отдохнули, посиди- ка ты на стуле.

Светит весело в оконце, ну конечно, это солнце.

 

Звуки З, Ш, Ж.

Цель: тренировка слухового анализатора. Расширение знаний об окружающем мире. Тренировка органов артикуляционного аппарата.

« Веселая полянка».

Как поет жук?    Ж- Ж- Ж.

Как поет большой комарик?  З- З- З.

Как поет маленький комарик?  ЗЬ- ЗЬ- ЗЬ.

Песенка ветерка: Ш-Ш-Ш

Цель: развиваем способность различать слова, которые отличаются одной буквой, учим правильно их использовать в тексте. Развиваем зрительный анализатор ( опора на картинку).

Мама с бочками ( дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело.

 

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

 

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

с длинными усами!

 

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран ( банан).

 

Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.

Выполнять упражнения перед зеркалом. Повторять от двух до пяти раз.

  1. Плавное и медленное закрывание и закрывание рта.
  2. Вытягивание губ вперед ( трубочкой ) и растягивание их в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов.
  3. Движение языка вперед и глубоко назад, при широко открытом рте.
  4. Поднимание языка вверх на верхнюю губу и опускание вниз на нижнюю губу.
  5. Поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние.
  6. Повороты языка вправо и влево к уголкам губ. Следить, чтобы не двигалась челюсть вместе с языком.
  1. Повороты языка в стороны до упора кончиком языка в каждую щеку.
    Рот широко открыт.
  2. Круговые движения языка. Язык, медленно двигаясь, облизывает сначала
    верхнюю, а затем нижнюю губу.
  3. Пощелкивание кончиком языка, рот открыт.
    Подражание цоканью копыт лошади о мостовую.
  4. Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик вынутого
    языка.

Следить, чтобы не надувались щеки.

Похожие записи