Постановка и автоматизация звука [О].
Постановка и автоматизация звука [О].
Гласный , заднего ряда, среднего подъёма.
Артикуляция в норме при изолированном произнесении.
Губы слегка напряжены , округлы слегка вытянуты вперёд, лабиализованны , сближены. Расстояние между резцами несколько меньше, чем про А (~поставленному поперёк указательному пальцу ). Положение языка. Слегка оттянут вглубь ротовой полости (~на одну фалангу указательного пальца), спинка языка приподнята к корневой части, корень опущен. Нёбная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость – звук ротовой. Колосовые связки сомкнуты, вибрируют, – образуется голос – звук голосовой. Можно видеть, положение губ, а если искусственно увеличить расстояние между резцами (для чего нужно поставит поперек между коренными зубами указательный палец ), можно увидеть положение кончика языка и его спинки. Можно осязать на тыльной стороне кисти теплую воздушную струю , но менее широкую , чем при А, вибрацию в области груди и гортани. Можно слышать благодаря остаточному слуху.
Вызывание.
- Звук О произнося по подражанию: дети видят как учитель произносит слово, пользуясь остаточным слухом, прослушивают, как оно звучит, и сопоставляют своё произношение с произношением учителя.
- Звук О ставится на базе звука А, произносимого протяжно (можно произносить из слога ПА) Нужно обратить внимание на лабиализацию губ и на лёгкое оттягивание языка назад. Так как выдвинутые губы мешают рассмотреть положение языка , то педагог показывает этот момент отдельно на себе при более открытом рте оттягивая пальцем кончик языка немного назад. Затем ребята повторяют тоже самое. Педагог даёт ребёнку ощутить ребёнку слабую струю воздуха, образующую при произнесении звука О, учитель первым выделяет слог более протяжным произнесением.
Этапы:
- Подбор слова для анализа.
- Обзор произношения (слухо – зрительное восприятии).
- Деление слова на слоги.
- Деление слога на звуки, работа с изолированным звуком.
- Синтез.
Звук должен быть в ударной позиции – наиболее лёгкая для произнесения.
Дефекты.
Немецкое О. О=О Язык не оттянут в глубь рта, (кончик упирается в нижние резцы) приподнят своей спинкой к небу, губы не достаточно лабиализованы.Пальцем или шпателем слегка прижать переднюю часть языка и отодвинуть его назад. После этого установить правильное положение губ и нижней челюсти (произносить звук на оба уха лучше в слоге ПО).
Замена О=У. Кончик языка сильно оттянут в глубь ротовой полости и сильно поднят к нёбу. Слишком малое расстояние между губами, чрезмерное выдвижение губ.
а)Перед зеркалом обратить внимание на положение языка. Показать на руках и на профилях правильной и дефектной артикуляции. С помощью зонда установить правильное положение языка.
б) 1.Перед зеркалом показать правильную артикуляцию или сложить пальцами два разных отверстия круг и овал (для более старших детей). 2. Механически раздвигать с помощью пальцев и шпателем.
- Предложить детям произнести А и немного сжать пальцами губы детей, округляя их. Но нельзя показывать детям артикуляцию звука О, иначе по привычке произнесут звук дефектно.
Замена О=Ы. Губы выдвинуты вперёд и округлены недостаточно , или совсем не лабиализованы, или нижняя челюсть слишком опущена.
а) Перед зеркалом нужно делать губную гимнастику, энергично произнося ПАПОПОПО;А________О_______А________О_______. . .
б)Если поможет зрительный контроль, то нужно нажать пальцами на щёки и этим вызвать выпячивание губ. Этим приёмом нужно пользоваться до тех пор, пока ребёнок не овладеет движением своих губ.
в) Нижнюю челюсть следует немного поднять путём лёгкого нажима рукой.
Замена О=А. Замена может быть и при правильном округлении губ и правильном положении нижней челюсти. Тогда причина неправильного звучания в положении языка – он не оттягивается назад, а остаётся в положении А. Пальцем или шпателем слегка отодвинуть язык назад ,затем делать упражнения АОАОАО…., ПАПОПОПО….с этой же механической помощью, что бы ребёнок чётко ощутил передвижение язык из одного места в другое.
Открытая гнусавость. Опущена нёбная занавеска – носовой отсек.
А) Разъяснить сущность дефекта.
Б) По подражанию.
В) Упражнение на твёрдой атаке под дирижирование.
Г) Протяжное произношение.
1 Предложить несколько раз энергично произнести ПО, выделив О: ПОПОПО________. Поднятое при произнесении звука П мягкое нёбо сохраняет свое положение и при А, благодаря чему голос очищает от носового тембра.
2 В дальнейшем выделить изолированное О.
3 Поднести руку ребёнка ко рту и показать (с некоторой утрировкой) ток тёплого воздуха выходящего через рот при правильном образовании голоса.
4 Воспроизвести гнусавый голос, приложить палец ребёнка к носу. Ребёнок почувствует, что голос вибрирует. Объяснить, что вибрации не должно быть, и воспроизвести в подтверждение нормальный голос.
5 Предложить ученику проделать то же, проверяя чистоту голоса прикосновением пальца к носу.
6 Если указанные приёмы не приведут к цели, то момент произнесения О легко прикоснуться пальцем или шпателем к мягкому нёбу, которое при этом рефлекторно поднимается. В крайнем случае механически поднять мягкое небо пальцем.
Фальцет. Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.
А) Разъяснить сущность дефекта.
Б) Перевод на слабый голос или шёпот.
В) Протяжное произношение.
1 Произнеся О________, ПО _________, обратить внимание на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя для этого остаточный слух. Если остатки слуха очень малы, обратить внимание на то, что в норме вибрирует грудная клетка.(руку на грудь), а при фальцете вибрации нет.
2 Слегка нажать пальцем на щитовидный хрящ (кадык). Осадить гортань вниз, сместить её вправо, влево. В момент появления низкого тона обратить внимание на вибрацию грудной клетки, на изменения звучания голоса.
3 Во время произнесения О_______ большим и указательным пальцем массировать гортань в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Система упражнений на закрепление.
ПА-ПО-ПА-ПО
ПА-ПО-ПО
ПОЛ-(ПО)усёчено
А-О-А-О
О_____ О _____
О_____П ОП
ЛОБ(-ОП) усечёно.
1) Длительное изолированное произнесение звука.
2) Отработка звука в позиции напряженной артикуляции под ударением.
3) Обработка звуков в различных позиционных условиях:
ОС, ОК, ОМ,…
ОСЕНЬ, ОКНА, ОМУТ,….
СО, ЦО, НО,….
КОЛЕСО, КОЛЬЦО, ОКНО,…
КОМ, ПОЛ, СОМ,…
4) Отработка звуков в различных комбинаторных условиях:
ТО … ПОЛЬГО
ЛО… ЛОШАДЬ, ЛОЖКА
РО…РОЩА, КОРОВА
ПО… ПОЛЕ, ПОЛ
ОУ… СЕДЛО, ВЕСЛО,УЛИЦА,КАПУСТА
ОА… ОКНА, ВОЛОСЫ, САЛО, КАША
5) Дефференциация с другими гласными (по движению языка вглубь рта):
О-А-ДОМ-ДАЧА, ПОЛКА-ПАЛКА
О-У-СОЛЬ-СУМКА,ПОЛЕ-ПУЛЯ