Постановка и автоматизация звука [У].
Звук У.
Гласный, заднего ряда, верхнего подъема.
Артикуляция в норме при изолированном произнесении
1)Положение губ.
Губы напряжены, вытянуты вперед и сближены ( еще больше, чем при О).
2) Расстояние между резцами.
Небольшое (=3мм).
3)Положение языка.
Язык оттянут в глубь ротовой полости и поднят своей корневой частью к небу.
4) Положение мягкого неба.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.
5) Положение голосовых связок.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, – образуется голос – звук голосовой.
Можно видеть положение губ (проверяется мизинцем).
Можно осязать вибрацию в области гортани и груди, холодную узкую струю воздуха, направленную вперед.
Можно слышать – дети I группы.
ВЫЗЫВАНИЕ
- Звук ставится по подражанию. При первоначальном ознакомлении с произношением звука У, произнося. Например, звукоподражатель
ные слова АУ, УА или отдельный звук надо дать детям возможность не только прослушать его, видеть артикуляцию губ, но и осязать вибрацию верхней части груди, поскольку это противодействует характерному для многих глухих повышению голоса на звуке У. - Если по подражанию звук не получается, то его ставят на базе звуков А и О. На последовательном произнесении А – У, О – У педагог показывает детям выдвигание губ вперед. Движение языка назад педагог показывает, отодвигая его пальцем при открытом рте в самую глубь ротовой полости. Звук должен быть в наиболее легкой для произнесения позиции – ударной.
- Этапы:
- Подбор речевого материала – слова – знакомого детям.
- Образец произношения слова, воспринимаемый ребенком слухо – зрительно.
- Анализ слова – деление его на слоги.
- Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.
- Синтез.
ДЕФЕКТЫ
Замена У = И. неправильное положение языка – он оттянут вглубь ротовой полости, а кончиком упирается в нижние резцы, причем спинка его выгнута так. Как при произнесении звука И. Губы сильно сближены. Напряжены.
- Раскрыв рот. Показать ребенку перед зеркалом правильное положение языка, показать разницу между правильным (оттянутым назад) и неправильным положением языка.
Вслед за этим надо предложить, открыв рот. Оттянуть язык назад. Добившись цели побудить включить голос, а затем сблизить губы – должно получиться чистое У.
- Если ребенок не может воспроизвести правильное положение языка по подражанию, то следует отодвинуть язык назад пальцем, шпателем или зондом. Делать перед зеркалом беззвучные упражнения в передвижении языка вперед и назад. Затем связать движения, подвинуть язык вглубь ротовой полости, и звук У получает правильное звучание. По мере исправления дефекта можно пользоваться трубочкой в течение короткого мгновения, перед произнесением звука. В момент произнесения педагог быстро вынимает трубочку изо рта ребенка.
Замена У = О. Недостаточно выдвинуты губы, расстояние между резцами слишком велико ( = О ),недостаточно глубоко отодвинут язык.
a) Перед зеркалом делать губную гимнастику, произнося подряд, связано ПА – ПО – ПУ, ПА – ПУ, ПО – ПУ, АОУ, АУ, ОУ,…
b) Перед зеркалом делать упражнения в движении челюсти, при произнесении АОУ, АУ, ОУ, У.Ребёнок проделывает упражнения сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно. В случае необходимости лёгким нажимом руки поднимать и опускать нижнюю челюсть.
c) Отодвинуть язык шпателем или пальцем в глубь рта.
Замена У=W. (двугубное В) Язык пассивен. Губы чрезмерно сближены и недостаточно лабилизованы или чрезмерно выдвинуты.
- Перед зеркалом показать разницу между нормальной и дефектной артикуляцией. При этом для более старших детей можно изобразить с помощью пальцев размеры ротового отверстия.
- При упорной замене звука У двугубным В надо временно перевести ученика на произнесение этого гласного с оттенком О, т.е. с более широким, чем требуется, ротовым отверстием. Лишь в дальнейшем, когда будет преодолена установка на резкое сближение губ, можно перейти к нормальной артикуляции, не опасаясь повторного соскальзывание на дефектное произношение звука.
«Открытая гнусавость», (носовой оттенок). Опущена небная занавеска – носовой оттенок.
а) По подражанию.
b) Упражнения на твердой атаке. Предложить произнести слог ПУ (энергично), выдели гласныеПУПУПУ____. В дальнейшем выделить изолированное У.
с) Показать ток теплого воздуха, выходящего через рот при правильном образовании голоса.
d) Показать вибрацию носа при неправильном произнесении У и отсутствии вибрации про правильном произнесении.
e) Для контроля можно использовать виброскоп.
«Фальцет». Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.
а) Обратить внимание на различие в звучании нормального и фальцетного голоса.
b) Указать на то, что в норме вибрирует грудная клетка, а при фальцете нет.
с) Слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ, осадить гортань вниз, сместить её влево – вправо.
d) Перевод на слабый голос или шёпот.
е) Протяжное произнесение У___. Большим и указательным пальцами массировать гортань в вертикальном и горизонтальном направлениях во время произнесения У___. Голос переходит на фальцет лишь на некоторых гласных ( чаще на У, И ) следует исходить из звука, произносимого голосом нормальной высоты и присоединять к нему А___У___МУ___,М_
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПУ- ПУ
УП, СУП
УПА
УПАЛ
УПАЛ ( УПА – )
ТАТА УПАЛА
ТУ
УТ
ТУТ
ТАТА ТУТ.
МАМА ТАМ.
ПАПА ТАМ.
- Длительное изолированное произнесение У___.
- Отработка звука в позиции напряжённой артикуляции:
а) Под ударением
ПУ, ДУ, ТУ
КАПУСТА, ПОДУШКА, ТУЧА,…
b) Вначале слова, слога
УП, УТ, УС
УПАЛА, УСТАЛА, УШЛА, УТРО
- Отработка в различных позиционных условиях.
УП… УПАЛ, СУП, КУПИТЬ.
ПУ…ПУШКА, ПУТЬ.
ПУС…ПУСТИЛ, КАПУСТА.
- Отработка в различных комбинаторных условиях.
ПУ…ПУГОВИЦА
СУ…СУП
ТУ…ТУМАН
БУ…БУСЫ
УА…У АНИ
УИ…У ИРЫ
- Дифференциация с другими гласными по движению языка в глубь рта.
- У – А – ШУБА – ШАПКА
- У – О СУП – СОЛЬ, ЛУЖА – ЛОЖКА