Дифтонги.
ДИФТОНГИ.
Я, Е, Ю, Ё, Й
Следует различать дифтонги нисходящие (ай, ой, уй, ий, ый) и восходящие (йа, йо, йэ, йи). С нисходящими дифтонгами дети знакомятся впервые в слове ДАЙ, а с восходящими – в местоимении Я.
Чтобы получить дифтонг, достаточно присоединить к тому или иному гласному кратко произносимый звук И. Предшествуя гласному, такое И образует восходящий дифтонг, а следуя за гласным – нисходящий.
Однако при отработке дифтонгов у глухих первое время следует требовать несколько более длительного, чем в обычной речи, произнесения звука И, что способствует более точному его воспроизведению в сочетании с соответственными гласными.
В дальнейшем надо добиваться более краткого произнесения И, проводя с этой целью специальные упражнения (главным образом в связи с речедвигательной ритмикой). В этих упражнениях полезно сочетать краткое произнесение звука И с длительным произнесением соответственного гласного.
Звучание дифтонгов хорошо улавливается на слух детьми, у которых в той или иной мере сохранена слуховая функция. Этим необходимо воспользоваться при отработке дифтонгов.
ДЕФЕКТЫ
- Вместо дифтонгов произносятся простые гласные, в результате чего дети говорят не яблоко, ёлка, юбка, ест, ааблоко, олка, убка, эст, не играют, рисует, а играут, рисуэт и т.п.;
- Звук И произносится в дифтонге слишком протяжно, в результате чего, например, вместо местоимения Я получаетсяИА или ИЯ;
- Краткое И в дифтонгах заменяется каким – либо согласным, чаще всего ГЬ или ХЬ, так что вместо яблоко, юбка, ёлкаполучается гя (хя) блоко, гю (хю) бка, гё (хё) лка.
УСТРАНЕНИЕ
Если эти буквы стоят сразу после согласной, не отделяясь от неё ни гласной, ни мягки, ни твёрдым знаком, тони читаются как простые а, о, у, э и указывают только, что предшествующий согласный (кроме ш, ж, ц) должен произносится мягко. При использовании на первоначальных этапах обучения приближенного произношения, основанного на сокращённой системе фонем, можно допускать в этих случаях и твёрдое произнесение согласных.
Во втором и третьем случаях надо показать разницу между правильным и неправильным произнесением и требовать более протяжного, чем обычно, произнесения звука И в дифтонгах. Когда основной недостаток будет устранён, можно указать ученику, чтобы он перешёл к краткому произнесению И.
Во всех трёх случаях, указывая разницу между правильным и дефектным произнесением дифтонгов, следует опираться на имеющиеся у детей остатки слуха.
Мягкие согласные отличаются от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.
Работая над мягкими согласными, необходимо учитывать различные случаи их употребления в речи. Произнесение мягкого согласного может определяться комбинаторными условиями, т.е. соседством с другими звуками. Мягкость согласного может определяться тем, что за ним следует гласный И или Э. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи ( мягкий согласный). Исключение составляют согласные ш, ж, ц, которые перед гласным э не смягчаются и после которых гласный и не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква И, но при этом она читается как Ы. Мягкость одного согласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного.
Работа над мягкими согласными начинается с того времени когда детьми вполне усвоен гласный И. Закрепление каждого согласного предполагает упражнения на таком материале, который включает сочетание этого согласного с различными гласными, в том числе с гласным И. Следя за тем, чтобы в этих сочетаниях гласный И воспроизводился точно, учитель тем самым способствует усвоению детьми комбинаторного смягчения согласных исключая звуки Ш, Ж, Ц).
Если ученику трудно воспроизвести артикуляцию, то можно помочь ему механически придержать кончик языка шпателем или пальцем у нижних резцов, как на первом этапе постановки К от Т. Вслед за звукамиТ’, Д’, Н’ можно перейти к губным согласным В’, Ф’, М’, П’, Б’. Приступая к работе над этими звуками, предварительно следует показать при открытом рте выгнутое положение языка, пояснив ученику, что при замыкании рта нижней губой или обеими губами язык сохраняет это положение. Далее последовательнос
Работая над звуком Р’, надо обратить внимание ученика на то, что при переходе от Р к Р’ язык заметно перемещается вперёд по направлению к верхним резцам.
Звук Л’ может быть усвоен в виде полумягкого (вологодского) l, который успешно выполняет функции не только мягкого, но и твёрдого бокового согласного. Чтобы получить настоящее мягкое Л’ с сильно выгнутой к твёрдому нёбу спинкой языка, лучше всего начинать с нижнего варианта артикуляции этого звука, при котором кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвиолами. Удерживать кончик языка внизу можно первое время с механической помощью (при помощи шпателя).
Мягкие С’ и З’ могут быть усвоены по аналогии со звуками Т’, Д’, А’, В’. Надо обратить внимание ученика на то, что по сравнению с парными твёрдыми звуками С и З при произнесении мягких звуков передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к нёбу.
Звуки К’, Г’, Х’ должны быть усвоены прежде всего в позиции перед гласными И, Э (Е): КИ, КЕ, ГИ, ГЕ, ХИ, ХЕ. Если мягкость этих звуков не достигается в сочетании с гласными И, то проще всего исходить из сочетаний ТИ, ДИ, СИ и придерживать шпателем переднюю часть языка за нижними резцами.