Постановка и автоматизация звука [Э].

Звук Э

Гласный, среднего подъёма, переднего ряда.

АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ

1.Положение губ.

Углы рта слегка оттянуты назад.

2.Расстояние между резцами.

А Э И

  • Положение языка.

Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Спинка умеренно поднята к нёбу, посередине образуется желобок.

  • Положение мягкого нёба.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.

  • Положение голосовых связок.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, – образуется голос – звук голосовой.

Можно видеть положение губ, края резцов и положение языка.

Можно осязать вибрацию в области гортани и груди, широкую слабую струю воздуха.

ВЫЗЫВАНИЕ

Ребёнок вслед за педагогом раздвигает губы и выгибает язык. Расстояние между верхними и нижними резцами должно быть очень незначительным (меньшим, чем при А, но большим, чем при И). В ходе работы следует дать детям возможность, пользуясь остатками слуха, прослушать звучание гласного; приоткрыв рот, учитель должен отчетливо показать детям характерное для Э выгнутое положение языка. Ребёнок контролирует наличие голоса путём осязания вибрации гортани и грудной клетки. Педагог произносит звук Э на ухо ребёнку в слоге ПЕ (во избежании возможного появления гнусавости) и изолированно.

1. Подбор слова.

2. Показ произношения, слухо-зрительное восприятие слова.

3. Анализ слова – деление его на слоги.

4. Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.

5. Синтез.

Речедвигательная ритмика.

ДЕФЕКТЫ

Замена Э = А. Язык пассивен, не поднята спинка.

1. Перед зеркалом упражнять ребёнка в выгибании языка.

2. Сопоставить произношение звука А и звука Э, обращая внимание на разницу в величине ротового отверстия и в положении языка. При этом необходимо следить, чтобы боковые края языка прилегали к верхним коренным зубам, а посередине языка образовался широкий желоб.

3. При произнесении звука Э можно слегка поднять среднюю часть языка нажимом пальца снизу, между подбородком и гортанью.

Язык высовывается изо рта и соприкасается с нижней губой. Помимо того что это неестественно, некрасиво, такой способ произнесения сказывается на правильности , плавности и быстроте произношения звуковых сочетаний. Причина: неправильный показ артикуляции звука педагогом.

“Фальцет”. Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.

Устраняем так же как при подобном дефекте других согласных звуков.

“Открытая гнусавость”. Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок. Нужно показать ребёнку, что воздух выходит через рот, а не через нос – дать ощутить широкую слабую струю воздуха на тыльной стороне ладони, при этом несколько утрировать силу выдоха. Приложить палец ребёнка к своему носу и показать, что нос не вибрирует. Для закрепления правильного произношения в слогах использовать сочетание с П, так как это препятствует гнусавому произношению.

1. Объяснение сущности дефекта.

2. По подражанию.

3. На твёрдой атаке.

4. Постоянный переход к протяжному произнесению.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПЕ – ПЕ (БЕ)

ПЕТЯ

ПЕТУХ (ПЕТУ-)

БЕЖИТ

ПЕТЯ БЕЖИТ

М___Е

У МЕНЯ

У МЕНЯ АВТО

ФЕ

БУФЕТ

ТУТ СТОЛ.

ТАМ БУФЕТ.

ВЕ

ВЕРА

Н___Е

Н___ЕТ

МНЕ

ДАЙ МНЕ МЯЧ.

ДАЙ МНЕ АВТО.

1. Длительное изолированное произнесение Э.

2. Отработка в позиции напряженной артикуляции:

ЛЕНТА, ЛЕБЕДЬ, БИЛЕТ,…

3. Отработка в различных позиционных условиях:

ПЕ, ЕП, ПЕПЕ, ПЕНЬ, КАПЕЛЬ, КЕПКА, РЕПКА.

4. Отработка в различных комбинаторных условиях:

ПЕ… ПЕСОК

ТЕ… ТЕЛО, УЧИТЕЛЬ

ЛЕ… ЛЕС, КЛЕЙ

РЕ… РЕКА, БЕРЕГ

5. Дифференциация с другими гласными по подъёму языка.

Э- А — ЭММА – АНЯ; Э – И — ЛЕС – ЛИСА.

Похожие записи