Артикуляционная гимнастика.

Уважаемые мамы и папы!

Эти упражнения помогут вам подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к овладению сложными звуками русского языка.  Артикуляционной гимнастикой надо заниматься с 2-ух лет для предупреждения речевых нарушений. Детям с нарушениями произношения рекомендуется делать  артикуляционную гимнастику, направленную на постановку  определённого звука.

Для занятий с ребёнком потребуется настенное или настольное зеркало. Перед занятием обязательно вымойте руки! Продолжительность занятия 3-5 минут. После занятия прополоскайте рот ребёнка дез. раствором (тёплым настоем ромашки) .

Упражнение № 14

«Иголочка»

Широко открыть рот. Приподнять и вытянуть вперёд тонкий язычок. Фиксировать положение на 3-5 секунд .Убрать язычок, закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

иголочка

Упражнение № 13

«Часики».

Открыть рот, растянуть губы в улыбку, вытянуть язык, напрячь его, коснуться острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполнять 6-8 раз. Убрать язычок , закрыть рот. Отдохнуть .Повторить упражнение 3-4 раза.

часики

Упражнение № 12

«Вкусное варенье».

Широко открыть рот , острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следить за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполнять 6-8 раз , Убрать язычок, закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

вкусное варение

Упражнение № 11

«Мостик»

Открыть рот. Выгнуть спинку языка, упирать его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Медленно сблизить и сжать зубы, закрыть рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза. Упражнение для постановки звуков [с],[ з]

мостик

Упражнение № 10

«Орешек».

При закрытом рте упереть напряжённы кончик языка то в левую , то в правую щеку. Выполнять 6-8 раз. Отдохнуть. Повторить упражнение 3 -4 раза..

орешек

Упражнение № 9

«Качели».

Широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, поднять язык на верхнюю губу, вернуть на нижнюю, снова поднять на верхнюю. Выполнить упражнение 7 раз. Отдохнуть. Повторить упражнение 3 раза. Упражнение для постановки звуков [ш], [ж].

качели

Упражнение № 8

«Чашечка»

Широко открыть рот. Сделать упражнение «Лопаточка». Загнуть края языка «чашечкой» и медленно убрать её за верхние зубы. Отдохнуть. Повторить упражнение 5 раз. Упражнение для постановки звуков  [ш], [ж].

чашечка

Упражнение № 7

«Котик лакает молоко».

Широко  открыть рот, сделать 3-4 движения широким языком, как  бы лакая молоко. Убрать язык. Закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 5 раз .Упражнение для постановки звука [р].

молоко

Упражнение № 6

«Лопаточка».

Широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу . Задержать под счёт 1,2,3,4,5.Дать время для отдыха. Повторить упражнение 5 раз. Упражнение для постановки звуков [ш], [ж].

лопата

Упражнение № 5

«Хомячок».

Надуть щёки при закрытом рте и подержать в таком положении под счёт 1,2,3,4,5.Выдохнуть. Расслабиться. Сглотнуть слюну. Повторить упражнение 5 раз.

хомячёк

Упражнение № 4

«Улыбка –  хоботок».

Сделать и удерживать улыбку под счёт 1,2,3,4,5.

Сделать и удерживать хоботок под счёт 1,2,3,4,5.

Повторить упражнение 5 раз .Упражнение делается для отработке самоконтроля у ребёнка.

улыбка-хобот

Упражнение № 3

«Хоботок».

Вытянуть губы вперёд, как хоботок у слона под счёт 1,2,3,4,5. Расслабить губы. Повторить упражнение 5 раз .Это упражнение используют в постановке звуков[ ш],[ ж],[ч],[щ].

хоботок

Упражнение № 2

«Улыбка».

Учимся широко улыбаться и удерживать улыбку под счёт 1,2,3,4,5.Расслабить губы. Повторить упражнение 5 раз. Это упражнение используют в постановке звуков [ с],[з],[ц], [л],[р].

улыбка

 

Упражнение № 1

«Бегемотик».

Открыть рот (считаем 1,2,3,4,5)

Закрыть рот (считаем 1,2,3,4,5)

Повторить упражнение 5 раз.

Бегемотик

Похожие записи