Артикуляционная гимнастика.
Уважаемые мамы и папы!
Эти упражнения помогут вам подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к овладению сложными звуками русского языка. Артикуляционной гимнастикой надо заниматься с 2-ух лет для предупреждения речевых нарушений. Детям с нарушениями произношения рекомендуется делать артикуляционную гимнастику, направленную на постановку определённого звука.
Для занятий с ребёнком потребуется настенное или настольное зеркало. Перед занятием обязательно вымойте руки! Продолжительность занятия 3-5 минут. После занятия прополоскайте рот ребёнка дез. раствором (тёплым настоем ромашки) .
Упражнение № 14
«Иголочка»
Широко открыть рот. Приподнять и вытянуть вперёд тонкий язычок. Фиксировать положение на 3-5 секунд .Убрать язычок, закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 13
«Часики».
Открыть рот, растянуть губы в улыбку, вытянуть язык, напрячь его, коснуться острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполнять 6-8 раз. Убрать язычок , закрыть рот. Отдохнуть .Повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 12
«Вкусное варенье».
Широко открыть рот , острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следить за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполнять 6-8 раз , Убрать язычок, закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 11
«Мостик»
Открыть рот. Выгнуть спинку языка, упирать его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Медленно сблизить и сжать зубы, закрыть рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза. Упражнение для постановки звуков [с],[ з]
Упражнение № 10
«Орешек».
При закрытом рте упереть напряжённы кончик языка то в левую , то в правую щеку. Выполнять 6-8 раз. Отдохнуть. Повторить упражнение 3 -4 раза..
Упражнение № 9
«Качели».
Широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, поднять язык на верхнюю губу, вернуть на нижнюю, снова поднять на верхнюю. Выполнить упражнение 7 раз. Отдохнуть. Повторить упражнение 3 раза. Упражнение для постановки звуков [ш], [ж].
Упражнение № 8
«Чашечка»
Широко открыть рот. Сделать упражнение «Лопаточка». Загнуть края языка «чашечкой» и медленно убрать её за верхние зубы. Отдохнуть. Повторить упражнение 5 раз. Упражнение для постановки звуков [ш], [ж].
Упражнение № 7
«Котик лакает молоко».
Широко открыть рот, сделать 3-4 движения широким языком, как бы лакая молоко. Убрать язык. Закрыть рот. Отдохнуть. Повторить упражнение 5 раз .Упражнение для постановки звука [р].
Упражнение № 6
«Лопаточка».
Широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу . Задержать под счёт 1,2,3,4,5.Дать время для отдыха. Повторить упражнение 5 раз. Упражнение для постановки звуков [ш], [ж].
Упражнение № 5
«Хомячок».
Надуть щёки при закрытом рте и подержать в таком положении под счёт 1,2,3,4,5.Выдохнуть. Расслабиться. Сглотнуть слюну. Повторить упражнение 5 раз.
Упражнение № 4
«Улыбка – хоботок».
Сделать и удерживать улыбку под счёт 1,2,3,4,5.
Сделать и удерживать хоботок под счёт 1,2,3,4,5.
Повторить упражнение 5 раз .Упражнение делается для отработке самоконтроля у ребёнка.
Упражнение № 3
«Хоботок».
Вытянуть губы вперёд, как хоботок у слона под счёт 1,2,3,4,5. Расслабить губы. Повторить упражнение 5 раз .Это упражнение используют в постановке звуков[ ш],[ ж],[ч],[щ].
Упражнение № 2
«Улыбка».
Учимся широко улыбаться и удерживать улыбку под счёт 1,2,3,4,5.Расслабить губы. Повторить упражнение 5 раз. Это упражнение используют в постановке звуков [ с],[з],[ц], [л],[р].
Упражнение № 1
«Бегемотик».
Открыть рот (считаем 1,2,3,4,5)
Закрыть рот (считаем 1,2,3,4,5)
Повторить упражнение 5 раз.