Дизартрия
В логопедической практике часто встречаются дети, у которых недостатки речи по своему внешнему проявлению напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), но имеют более длительную динамику устранения. Тогда детям ставят диагноз «дизартрия».
Дизартрия возникает при нарушении функции черепно-мозговых нервов, ответственных за артикуляцию. Основным отличием дизартрии от других нарушений произношения является то, что при данном нарушении страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная система речи. В речевой и мимической мускулатуре у детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность. Речь таких детей нечеткая, смазанная, голос у них тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Устранение дизартрии предусматривает комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие должно определяться неврологом и включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется дефектологами, психологами, воспитателями, родителями и направлено на:
- развитие сенсорных функций;
- развитие пространственных представлений;
- развитие высших психических функций;
- формирование тонких дифференцированных движений рук;
- развитие познавательной деятельности;
- психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
- Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.
- Логопедическая работа по устранению дизартрии включает пять этапов:
- 1 этап — подготовительный.
- Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
- 2 этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Данный этап включает следующие направления:
– выработка основных артикуляционных укладов,
– определение последовательности работы над звуками,
– развитие фонематического слуха,
– автоматизация;
– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3 этап — выработка умений использовать речевые навыки в различных ситуациях.
4 этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
- 5 этап — подготовка к обучению в школе.