Дизартрия

В логопедической практике часто встречаются дети, у которых недостатки речи по своему внешнему проявлению напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), но имеют более длительную динамику устранения. Тогда детям ставят диагноз «дизартрия».

Дизартрия возникает при нарушении функции черепно-мозговых нервов, ответственных за артикуляцию. Основным отличием дизартрии от других нарушений произношения является то, что при данном нарушении страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная система речи. В речевой и мимической мускулатуре у детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность. Речь таких детей нечеткая, смазанная, голос у них тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Устранение дизартрии предусматривает комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие должно определяться неврологом и включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется дефектологами, психологами, воспитателями, родителями и направлено на:

  •  развитие сенсорных функций;
  •  развитие пространственных представлений;
  •  развитие высших психических функций;
  •  формирование тонких дифференцированных движений рук;
  •  развитие познавательной деятельности;
  •  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
  •  Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.
  •  Логопедическая работа по устранению дизартрии включает пять этапов:
  •  1 этап — подготовительный.
  •  Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
  •  2 этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Данный этап включает следующие направления:

– выработка основных артикуляционных укладов,

– определение последовательности работы над звуками,

– развитие фонематического слуха,

постановка звука,

– автоматизация;

– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3 этап — выработка умений использовать речевые навыки в различных ситуациях.
4 этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

  •  5 этап — подготовка к обучению в школе.

Похожие записи