Наши дети: логопедическая помощь в Деме
Речевая патология на сегодняшний день – широко распространенная проблема. К специалистам обращаются и взрослые, страдающие нарушениями речи, и родители детей, нуждающихся в помощи логопеда. Их многочисленные вопросы обычно сводятся к следующему: каковы причины речевых расстройств и их основные симптомы; что можно сделать для их профилактики и преодоления; какие приемы логопедического воздействия доступны неспециалистам; как родителям помочь ребенку собственными силами; каким образом наладить полноценное взаимодействие с врачом.
Логопедическая помощь детям в Дёмском районе с различным уровнем развития речи оказывается в специализированных детских садах, в специализированных группах при массовых детских садах , школах, в логопедическом кабинете детской поликлиники, в логопедических кабинетах центров .К сожалению, количество детей с нарушениями речи не уменьшается, а увеличивается, да и Дёма расширяется, поэтому логопедических кабинетов не хватает.
Сегодня мы беседуем с Руководителем и преподавателем центра «Домашний логопед+», учителем-дефектологом-логопедом высшей категории Натальей Владимировной Гориной.
— Наталья Владимировна, Вы занимаетесь таким благородным и полезным делом, а как возникла идея организовать центр?
— Наш центр открылся 11 июля 2011года по адресу Альшеевская,11. Идея организовать центр «Домашний логопед+»возникла совместно с моим мужем . Решение далось легко, быстро нашли кабинет (центр пока состоит из одного логопедического кабинета). Нас ничего не пугало, мы просто верили в себя, я довольно долго работала учителем-дефектологом-логопедом в государственных учреждениях (стаж работы – 10 лет) и знала, что желающих посещать наш центр будет более, чем достаточно .Так и получилось. На 2011-2012 год у нас 30 учеников.
— Как определить, что ребенку нужна квалифицированная помощь логопеда?
— Объем и характер коррекционных мероприятий для детей с проблемами в развитии определяет, конечно же учитель-дефектолог-логопед . На консультацию и занятия принимаются родители и дети в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие проблемы в развитии. Зачислению на коррекционные занятия к учителю-дефектологу-логопеду подлежат дети со всеми видами речевых нарушений, неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие, детки с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития), с иными сложными нарушениями. Также запись на консультацию к учителю-дефектологу-логопеду осуществляется по направлениям медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений, школ. Или, если родители видят, что у ребенка есть проблемы, они могут обратиться к логопеду самостоятельно.
— Какие документы необходимы для обследования?
— В ходе консультации учитель-дефектолог- логопед рассматривает следующие документы:
1. Педагогическая характеристика из детского сада или из той школы, где обучается ребенок (с указанием успеваемости, поведения, а также педагогической помощи, которая оказывалась), письменные работы учащихся.
2. Амбулаторная карта с подробной выпиской из истории развития ребенка за подписью главного врача поликлиники, заключением педиатра об общем состоянии ребенка, психиатра (невропатолога) в случае психического заболевания (подробное обоснование диагноза), отоларинголога, офтальмолога и врача-ортопеда при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Свидетельство о рождении (только предъявляется).
Данные дефектологического обследования заносятся в реабилитационную карту. На основании дефектологического и логопедического обследования ребенка учитель-дефектолог-логопед составляет индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Конечная цель педагогической коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психологических и физических функций ребенка с нарушениями в развитии.
— Как проходят занятия?
— В условиях центра дети занимаются индивидуально или по три-четыре человека в группе 1-2 раза в неделю. Каждое занятие длится примерно 30-40 минут и проводится по следующему плану:
1) упражнение на усидчивость и подражательность; выработка слухового и зрительного внимания.
2) развитие моторики (общей и мелкой).
3) развитие речи-обогащения словаря, работы над грамматическим строем речи, развития связанной речи.
4) работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха и фонематического анализа.
5) развитие элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве).
6) развитие внимания, памяти, мышления.
— Скажите, может ли так быть ,что один мальчик(девочка) молчал до трёх лет, а потом заговорил целыми фразами?
— Нет. Многие мамы замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалиста год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб. Существуют определённые законы развития, в том числе и речевого аппарата, которые гласят, что к 2 годам у ребёнка должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из двух слов, пусть даже и лепетных). Если этого не произошло к 2,5 годам, время бить тревогу и идти на приём к логопеду.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Желаем успехов Вам и Вашим детям! И помните, что развитие ребёнка зависит от внимания заботливой мамы и папы. А специалисты Вам помогут.
— Спасибо за Вашу работу и это интервью!
Беседовала Гузель Фаткуллина