Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе на примере заикания
Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе на примере заикания
Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) — до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5-2 года)
В период новорожденности у ребенка наблюдается нечленораздельны
Первый этап подготовительног
Доречевой период, в котором выделяются этапы младенческого крика, гуления и первый этап лепета, связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы.
К концу первого, в начале второго месяца жизни у ребенка возникает слуховое сосредоточение на звук голоса взрослого. Отмечается, чтошепот вызывает более устойчивое и длительное сосредоточение, чем более громкие речевые и неречевые сигналы. Со второго месяца возникает зрительное сосредоточение на лице взрослого. К третьему месяцу эта ориентировочная реакция приобретает характер поиска лица говорящего. С этого момента зрительное и слуховое сосредоточение начинают синергически взаимодействоват
Голосовые реакции в составе «комплекса оживления» появляются позже (на третьем месяце жизни), что отражает общую закономерность в соотношении сенсорной и моторной сфер ребенка, т.е. развитие сенсорных функций опережает развитие моторных, обуславливая этим возможности развития моторных функций в процессе воспитания и обучения ребенка взрослым.
Возникающие у ребенка голосовые реакции начинают интенсивноразвиваться и усложняться. Сначала ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье); затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки, не связанные с беспокойством или неудовлетворение
Дословесный период является своего рода подготовительным к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого слова. Особенно дети восприимчивы к просодической стороне языка, так как она связана напрямую с эмоционально-экс
В возрасте 4-6 месяцев ребенок переходит к лепету — следующему шагу в овладении физической стороной устной речи, для которого характерны более устойчивая локализация и артикуляционная стабильность звуков, объединение слогов в отрезки через их интонационное и ритмическое оформление. К 6 месяцам значимую семантическую функцию получает ритм, также возрастает ритмическая организация самостоятельных высказываний ребенка.
Во втором полугодии жизни ребенка (IIэтап подготовительног
Исследователи, занимающиеся изучением становления интонации у детей, указывают на то, что из всех компонентов звуковой стороны языка ребенок первой устанавливает именно интонацию, а потом уже сегментный состав языка. Этот факт отмечают как исследователи перцептивного развития ребенка (М.М. Колыдова, В.А. Артемов), так и активного усвоения языка (Р.В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Ковшиков, Н.И. Лепская). Исследуя восприятие детьми речи взрослых, М.М. Кольцова выделяет период в жизни детей 10-11 месяцев, когда интонация взрослого является наиболее важным фактором, влияющим на реакцию ребенка.
Таким образом, на протяжении младенчества взрослый постоянно предоставляет ребенку образцы речевых высказываний (эталоны). По мере развития ребенка, в соответстйии с его потребностямй, определяемыми конкретными видами деятельности (ведущей деятельностью) и формами общения ребенка со взрослым, а также в соответствий с его реальными возможностями у ребенка формируются и развиваются ориентировки на соответствующие стороны речевой деятельңости (интонация, ритм, звук, звукосочетание) как физические раздражители.
Известно, что интонация является элементом звуковой системы языка, а также служит для отражения эмоционального состояния говорящего.
Активное овладение интонационной системой языка, рассматривается в работах Р.В. Тонковой-Ямпольс
Это мнение подтверждают исследования В.А. Ковшикова (1983). Им установлено, что основные типы интонации оказываются сформированными уже в довербальный период усвоения языка.
Интересные результаты исследования интонации Н.И. Лепской. Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1,4-1,6 лет и в течение полугода является основной детской коммуникацией. Указываются возрастные границы появления некоторых типов интонаций.
И.В. Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Автор изучает появление интонационных конструкций (по классификации Е.А. Брызгуновой 1963,1976) на различных возрастных этапах, указывая происхождение «взрослых» контуров из специально выделенных промежуточно «детских», которые, в свою очередь, образуются путем «сужения» многообразия экспрессивных интонаций.
Т.Л. Фридман (1996), изучая интонационную систему детей и определяя последовательнос
К школьному возрасту при своевременном развитии речи дети правильно произносят в слове ударные и безударные слоги, но по заданию выделить их пока не умеют. Интуитивная способноҫть произносить ударные и безударные слоги является базой для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания.
Таким образом, разные компоненты интонации усваиваются детьми с неодинаковой скоростью. Наиболее долгий путь становления проходит темпоралъный и динамический компоненты. Относителъно нормативноефункционирование мелодического компонента в речи детей дает основание для представления о формировании интонационной системы у детей к возрасту одного года. Многокомпонентно
А.М. Максаков (1988) изучил возможности детей в регуляции темпа речи и установил, что они легче ускоряют темп речи, чем замедляют его. Темп во многом зависит от содержания высказывания, от его сложности. Также автор отметил, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного, правильного восприятия и понимания речи детьми. Темп, громкость, дикция зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и речевой среды.
Данная проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о различных отклонениях в речи, в частности, при заикании.
Изученные к настоящему времени особенности речевого онтогенеза свидетельствуют о том, что одни дети проходят этапы описанных выше ритмико-слуховых координаций относительно благополучно, другие — не справляются. Это проявляется на внешнеречевом плане в виде специфических запинок, нарушающих плавное течение речи и являющихся основным внешним проявлением заикания.
В основе такого дефекта речи, как дизритмическая диспросодия, лежит неспособность к совмещению слогового состава слова и его ритмического (ударного) центра, которая выражается трудностями в овладении кинетической мелодией слова, стихотворным размером и в заучивании стихотворений наизусть. В этом случае расстройства ритма обусловлены несоблюдением речевого такта, т.е. неспособностью к укладыванию в одинаковые промежутки времени разных по звуковой структуре и длине слов (Т.Г. Визель,1997).
Термины «плавный» и «плавностъ» в лингвйстическом контексте связывают с общим умением говорить и писать. Согласно Оксфордскому словарю плавность —это «ровный, легкий поток; быстрота и гладкость, связанные с речью, быстрота произнесения, поток слов». Плавно говорящий человек — тот, который «готов использовать слова, может выражаться быстро и легко и в устной и письменной речи».
В этом определении подчеркиваются временные и последовательные особенности речи, которые могут включать такие «прерывания» в «ровном потоке речи» как паузы, приостановки, повторы лингвистических элементов (звуков, слогов, слов, фраз). Эти особенности характеризуют ритмический рисунок речи ударение, интонацию и общий темп высказывания.
В мировой логопедии понятие «плавностъ» исполъзуется в контексте нарушений плавности, которые связывают с заиканием и клаттерингом. Как заикание, так и клаттеринг проявляются главным образом в нарушении временного и последовательног
Заикание является наиболее сложным речевым расстройство, которое чаще всего возникает в период формирования речи. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс
Первичная несформированнос
Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным парциальным недоразвитием речевой функциональной системы. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи.
В симптомокомплекс заикания традиционно включают два ведущих компонента: моторный и нервно — психический.
В.М. Шкловский отмечает, что при заикании имеет место сочетание речевых нарушений и психологических факторов, которые важно учесть при устранении данного речевого расстройства .
У заикающихся отмечаются и нарушения просодической организации речи, в том числе темпоритмической и интонационной структуры высказывания. Эти нарушения проявляются в трудностях воспроизведения интонационных структур, затруднениях в самостоятельном использовании основных типов интонации: вопросительной, повествовательно
Все перечисленное может привести к трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого общения.
По мнению одних исследователей темп речи у заикающихся ускорен. Другие авторы считают, что замедление темпа речи на фоне различных нарушений ее плавности является одним из ведущих проявлений заикания.
Темп речи заикающихся взрослых и детей интересует исследователей по понятным причинам. Кроме теоретической значимости этих данных, они необходимы в практической работе, поскольку в большинстве программ коррекции заикания предусматриваютс
И.Ф. Павалаки провела сравнительное исследование темпоритмической организации движений и речи заикающихся дошкольников. Было изучено состояние оценки детьми собственного темпа речи, темпа речи других детей и взрослых; особенности восприятия и воспроизведения темпоритма музыкальных произведений и фраз разного стихотворного размера. Установлено, что темп речи детей с заиканием был медленнее темпа речи детей с нормальным речевым развитием и составил 3,04 слога в секунду (при невротической форме заикания) и 2,6 слога в секунду (при неврозоподобной фҫрме заикания) и был отличен от среднего темпоритма движений .
Темп речи заикающихся зависел от того, какую речевую задачу выполнял ребенок: хорошо знакомую фразу произносил быстрее, чем более сложную в артикуляторном плане, темп пересказа был медленнее чтения стихотворных текстов, затруднения вызывало воспроизведение ритмического рисунка фраз стихотворного размера (хорей, дактиль) — ритм повторности оказался более легким по сравнению с ритмом чередования. Оценка собственного ритма речи была затруднена, речь» взрослого оценивалась более правильно. Автор сделала вывод о целесообразности формирования у заикающихся навыка саморегуляции темпоритма речевых и неречевых движений.
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи лиц, страдающих заиканием. А.Г. Рахмилевич, Е.В. Оганесян установили, что голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания. Патологическое состояние голосового аппарата, проявляющееся в дисфункции внутренних мышц гортани (гипотензии, митопатическйх парезах), обуславливает различные изменения тембра голоса, его интенсивности, недостаточной модулированности у 80,4% больных. Авторы подчеркивают распространеннос
Т.С. Когновицкая, измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей и подростков, отмечает, что они на 15% ниже, чем у здоровых. Л.З. Андронова (1988) указывает, что существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи, что ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии .
До сих пор считается, что в основе нарушений в овладении речевым ритмом лежит дефицитарность структур мозга, учавствующих в становлении ритмико-смысловых координаций речи (Н.И. Жинкин, 1958; О.И. Ефимов, М.И. Цинирошин, 1988; М.М. Лохов, 1994; Ю.А. Флоренская, 1949) .
Нарушение ритма речи чаще встречается у лиц с нестандартными вариантами полушарного взаимодействия. И.В. Черепанов (1970), Т.Г. Визель (1997) полагают, что при заикании в основе отклонений речевого ритма от нормативного лежит степень активности полушарий мозга. У заикающихся отмечается дискоординация ритма и смысла устного высказывания, включая овладение навыком разбивки фразы на синтагмы, При координации заикания автор рекомендует формирование навыка проговаривания, рассчитанного на подчинение ритмической стороны фразы ее смысловым акцентам.
Многие исследования позволяют утверждать, что запинки в речи заикающихся нельзя рассматривать как локальные явления, судя по всему, их возникновение связан с особенностями временной организации речевого процесса в целом (Н.И. Жинкин, О.П. Скляров).В пользу этого мнения свидетельствует тот факт, что речевой процесс обеспечивается согласованием колебательных периодов работы голосовых складок в процессе дыхания с работой артикуляторных органов. Мышцы речеобразующего и дыхательного аппаратов действуют совместно и координировано. Малейшее нарушение такого согласования может приводить к различным нарушениям плавности речи.
Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким. Оно характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений, всего темпа: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.
Г.А. Волкова выделяет по этиологическому признаку два вида заикания:
1. Функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.
2. Органическое, когда заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).
Различают два типа заикания: клоническое и тоническое. Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени этот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказать необходимую помощь.
Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и „нажим” на согласные или гласные звуки, например: м—ама, п—апа.
Кроме клонического и тонического, бывают смешанные типы заикания. При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке и долго не может произнести слово, например я-я-я чи-чи-таю с—тихи. При тоно – клоническом типе заикания наблюдаются остановки длительного характера и „нажим” на согласные, например: д—ай м—не ка-ка-картину.
Вышеизложенноепозволяет сформулировать следующие положения:
— ритмическая организация речи в своей основе имеет моторную (двигательную) природу;
— основная часть ритмов носит наследственный характер, остальные усваиваются в процессе жизнедеятельност
— развитие речи неразрывно связано с развитием темпоритмической способности;
— динамическая структура (ритмика) в каждой интонационной единице определяет формирование смысла как при порождении, так и при восприятии речи;
— интонация речи реализуется во взаимосвязи с ее ритмом: при порождении речи ритм управляет интонацией;
— темп произношения определяется тенденцией к изохронности, которая обусловлена физиологическими (для синтагм) и метроритмическим
— нарушения темпо-ритмически
Таким образом заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.