Постановка и автоматизация звука [Э].
Звук Э
Гласный, среднего подъёма, переднего ряда.
АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ
1.Положение губ.
Углы рта слегка оттянуты назад.
2.Расстояние между резцами.
А Э И
-
Положение языка.
Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Спинка умеренно поднята к нёбу, посередине образуется желобок.
-
Положение мягкого нёба.
Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.
-
Положение голосовых связок.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, — образуется голос – звук голосовой.
Можно видеть положение губ, края резцов и положение языка.
Можно осязать вибрацию в области гортани и груди, широкую слабую струю воздуха.
ВЫЗЫВАНИЕ
Ребёнок вслед за педагогом раздвигает губы и выгибает язык. Расстояние между верхними и нижними резцами должно быть очень незначительным (меньшим, чем при А, но большим, чем при И). В ходе работы следует дать детям возможность, пользуясь остатками слуха, прослушать звучание гласного; приоткрыв рот, учитель должен отчетливо показать детям характерное для Э выгнутое положение языка. Ребёнок контролирует наличие голоса путём осязания вибрации гортани и грудной клетки. Педагог произносит звук Э на ухо ребёнку в слоге ПЕ (во избежании возможного появления гнусавости) и изолированно.
1. Подбор слова.
2. Показ произношения, слухо-зрительное восприятие слова.
3. Анализ слова — деление его на слоги.
4. Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.
5. Синтез.
Речедвигательная ритмика.
ДЕФЕКТЫ
Замена Э = А. Язык пассивен, не поднята спинка.
1. Перед зеркалом упражнять ребёнка в выгибании языка.
2. Сопоставить произношение звука А и звука Э, обращая внимание на разницу в величине ротового отверстия и в положении языка. При этом необходимо следить, чтобы боковые края языка прилегали к верхним коренным зубам, а посередине языка образовался широкий желоб.
3. При произнесении звука Э можно слегка поднять среднюю часть языка нажимом пальца снизу, между подбородком и гортанью.
Язык высовывается изо рта и соприкасается с нижней губой. Помимо того что это неестественно, некрасиво, такой способ произнесения сказывается на правильности , плавности и быстроте произношения звуковых сочетаний. Причина: неправильный показ артикуляции звука педагогом.
«Фальцет». Перенапряжены голосовые связки — высокий головной голос.
Устраняем так же как при подобном дефекте других согласных звуков.
«Открытая гнусавость». Опущена нёбная занавеска — носовой оттенок. Нужно показать ребёнку, что воздух выходит через рот, а не через нос — дать ощутить широкую слабую струю воздуха на тыльной стороне ладони, при этом несколько утрировать силу выдоха. Приложить палец ребёнка к своему носу и показать, что нос не вибрирует. Для закрепления правильного произношения в слогах использовать сочетание с П, так как это препятствует гнусавому произношению.
1. Объяснение сущности дефекта.
2. По подражанию.
3. На твёрдой атаке.
4. Постоянный переход к протяжному произнесению.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПЕ — ПЕ (БЕ)
ПЕТЯ
ПЕТУХ (ПЕТУ-)
БЕЖИТ
ПЕТЯ БЕЖИТ
М___Е
У МЕНЯ
У МЕНЯ АВТО
ФЕ
БУФЕТ
ТУТ СТОЛ.
ТАМ БУФЕТ.
ВЕ
ВЕРА
Н___Е
Н___ЕТ
МНЕ
ДАЙ МНЕ МЯЧ.
ДАЙ МНЕ АВТО.
1. Длительное изолированное произнесение Э.
2. Отработка в позиции напряженной артикуляции:
ЛЕНТА, ЛЕБЕДЬ, БИЛЕТ,…
3. Отработка в различных позиционных условиях:
ПЕ, ЕП, ПЕПЕ, ПЕНЬ, КАПЕЛЬ, КЕПКА, РЕПКА.
4. Отработка в различных комбинаторных условиях:
ПЕ… ПЕСОК
ТЕ… ТЕЛО, УЧИТЕЛЬ
ЛЕ… ЛЕС, КЛЕЙ
РЕ… РЕКА, БЕРЕГ
5. Дифференциация с другими гласными по подъёму языка.
Э- А — ЭММА — АНЯ; Э — И — ЛЕС — ЛИСА.