Постановка и автоматизация звука [И].
Постановка и автоматизация звука [И].
Гласный , переднего ряда , верхнего подъёма .
АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ
1)Положение губ.
Губы сильно напряжены , прижаты к резцам , растянуты в улыбку.
2)Расстояние между резцами.
Очень маленькое (1-2мм).
3)Положение языка.
Кончик языка упирается в нижние резцы . Боковые края прилегают к верхним коренным зубам,
спинка поднята к передней части нёба , по середине желобок.
4)Положение мягкого нёба.
Мягкое нёбо поднято и закрывает в носовую полость-звук голосовой.
Можно видеть положение губ , края резцов, если приоткрыть рот, то и положение передней части языка.
Можно осязать вибрацию гортани и груди , сильное напряжение мышц дна ротовой полости и вибрацию в области темени.
ВЫЗЫВАНИЕ
Наиболее лёгкая позиция для произнесения – звук в ударной позиции.
1.Педагог произносит : ПИПИПИ…В этом случае часто получается естественный чистый И.Звук И в слогах ПИПИПИ произносится на ухо ребенку. Дать возможность прослушать звучание этого гласного в слове , слоге и отдельно . Обратить внимание на положение губ; приоткрыв рот , показать положение языка. Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя(снизу),дети ощущают напряжение мышц . Показать характерную вибрацию темени.
2.Посадить ребенка рядом с собой перед зеркалом , учитель произносит протяжное ХЬ_, приоткрыв при этом рот на столько , чтобы было видно положение языка. Одновременно о подносит к своему рту полоску бумаги , которая под действием выдыхаемой струи выгибается . Ребенок подражает учителю , контролируя себя с помощью зеркала и полоски бумаги , поднесенной ко рту . Если вместо ХЬ у него получилось СЬ , то следует шпателем или пальцем нажать на переднюю часть языка. Добившись звука ХЬ (напоминающего шепотное И), можно переходить к следующему этапу – данному звуку предпосылается ХЬ-ПХЬ (напоминающее шёпотное ПИ). Вызвав у ребёнка требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая ХЬ_, присоединяет голос , в результате чего получается j. Ребёнок улавливает переход ХЬ-J с помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Ребенок произносит за учителем Пj, которое при многократном повторении переходит в ПИ. Из этого слога уже не трудно выделить отдельный гласный И непосредственно путём озвончения ХЬ.
3.Ученик произносит звук С_, затем, продолжая тянуть его, включает голос- СЗ. Ребёнок ощущает вибрацию держа руку на своём подборке. Затем звуку З предпосылается взрывной согласный П-ПЗ_. После того, как ребенок хорошо воспроизведёт это сочетание, учитель слегка прижимает переднюю, часть спинки языка так, чтобы вместо характерной для З щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом – вместо ПЗ_ получаем Пj(шпатель не мешает образованию смычки губ при П). После ряда упражнений с механической помощью таким способом удаётся (иногда только через несколько дней)получить то же сочетание без помощи шпателя . В результате последующих упражнений И.Этому способствует произнесение :ПИПИПИ(быстро), затем удлиняем, гласный И-ПИПИ_. Затем звук И произносится изолированно.
4.Если ребёнок не может образовать звук З от С путём прибавления голоса (ребёнок может при этом отодвигать кончик языка вглубь рта), если ему предлагают произнести межзубное С, а затем озвончить его . Дальнейшая работа аналогична пункту №3 (только сначала в слоге ПЗ звук З звучит межзубно , потом педагог шпателем отодвигает кончик языка за нижние резцы).
5.При постановке звука И педагог должен следить за те , чтобы язык был широким , выгнутым , а расстояние между зубами очень небольшим. Педагог произносит на ухо ребенку И в слогах ПИ, МИ, КИ, ТИ И ДР.
ДЕФЕКТЫ
- «ОТКРЫТАЯ ГНУСАВАТЬ» Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.
Способы устранения гнусавости при произнесении звука И те же, что и при подобном дефекте У.
1.Разъяснение сущности дефекта.
2.Упражнения на твёрдой атаке под дирижирование.
3.Постепенный переход к протяжному произношению.
- Замена И на Э. Рот открыт слишком широко , недостаточно выгнута спинка языка, нет напряжения всей массы языка , губы пассивны.
Если недостаточен подъём языка , лучше всего исходить из ХЬ.
Если причина в большом расстоянии между зубами , то следует показать разницу между правильной и неправильной артикуляцией или механически сблизить челюсти, слегка нажав рукой на подборку снизу .
Перед зеркалом установить и закрепить нормальное расстояние между верхним и нижними резцами и растянутые в улыбку губы ; сопоставить широкий овал рта при А с узкой щелью при И . Для установления правильного положения языка рекомендуется следующие упражнения:
Перед зеркалом при открытом рте показать утрированно выгнутый язык и делать упражнения в выгибании и отпускании спинки языка при произнесении звуков И и А , приложив одновременно руку ребёнка ко дну ротовой полости , чтобы дать ему возможность ощущать напряжение дна ротовой полости при переходе от А к И.
Нажимом руки снизу , между подбородком и гортанью, слегка поднять корень и среднюю часть языка , т.е. механически сузить ротовой канал , что необходимо для получения звука И. Одновременно можно приложить руку ребёнка к своему темени , дать почувствовать вибрацию при звуке И и отсутствие вибрации при звуке А.(но это может привести к другому дефекту – к фальцетному произношению гласного И.).
- Замена И на А . Пассивен язык.
1.Разъяснить сущность дефекта
2.Показать правильную артикуляцию , профиля рук.
- Замена И на Ы.
Получается гласный звук верхнего подъёма, но не переднего ряда , а среднего.
Перед зеркалом показать , что кончик языка должен упираться в нижние резцы . Сопоставить это положение с положением языка при Ы:И-Ы…, Изобразить правильное и неправильное положение языка кистями рук.
- Замена И на Й. Чрезмерный подъем языка- между спинкой языка и твердым нёбом образуется узкая щель- вместо гласного И слышится проторный (щелевой) согласный Й (j). 1.Предложить ребёнку в быстром темпе произнести ряд слогов :ПИПИПИ…Если при этом гласный очистится от шума ,то выделить И из последнего слова протяжным произнесением.
2.Произнести несколько раз протяжно и связно ИЙИЙИЙ…,при этом придержать одну руку ребёнка ко дну ротовой полости педагога, другую руку держать перед ртом педагога . Обратить внимание ребёнка на то , что в момент перехода от И к Й ощущается усиление выдыхаемой струи воздуха.
3.По средством зонда нажать на спинку языка , чтобы расширить щель между языком и нёбом.
- Замена И на З .Передняя часть спинки языка сближена с резцами , образует с ними узкую щель .
Расширить щель между зубами . Если не поможет , придержать переднюю часть языка шпателем.
- Замена И на Л . Язык не имеет посередине желобка и прикасается спинкой к альвеолам, оставляя щели по бокам (или с одного боку ); кончик языка за нижними резцами .
Звук ставится заново от С(З).
- Фальцет . Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос. Причина : это часто происходит от того , что педагог при вызывании звука И недостаточно осторожно использовал ощущения вибрации темени.
Устраняется также , как фальцет У.
Система упражнений на закрепление
а)ПИПИПИ…
ПИ-ПИ-ПИ
ИИИ_
СПИТ
ВОВА СПИТ.
ПАПА СПИТ.
МАМА СПИТ.
БАБУШКА СПИТ.
b)МИ_МИ
МИША
МИШКА
МИША ИДЁТ .
МИШКА СПИТ.
c)ВИ_ВИ
С_И СИ
ВИЛКА
ВИТЯ
СИМА
ВИ___СИТ
ВИСИТ
ПАЛЬТО ВИСИТ.
ШАПКА ВИСИТ.
d) ТИ___ТИ
ТИХО (ТИКО)
КАР – ТИН – КА (КАЛ – ТИН – КА)
КАРТИН – КА
СИ – ДИТ
СИДИТ
МИША СИДИТ.
ВИТЯ СИДИТ.
КАРТИНКА ВИСИТ.
При закреплении звука И не следует брать прямые слоги с согласными Ш, Ж, Ц, так как после них вместо них вместо Ипроизносится Ы.
- Длительное изолированное произнесение И____.
- Отработка в позиции напряженной артикуляции:
. Под ударением
ЛИ, ТИ, МИ…; ЛИСТЬЯ, КАРТИНА, ПИРАМИДА
. В начале слова, слога
ИМ, ИТ, ИЛ…; ИДЕТ, ИСТОРИЯ, ИГРАЕТ
- Отработка звука в различных позиционных условиях
НИ,ИН, НИН…
НИТКИ, САНИ, КНИГА, НИНА
ПИ, ИН, ПИР…
ПИЛА, СПИНА, ПИРОГИ
СИ, ИС, СИР…
СИЛА, ВАСИЛЬКИ, КАССИР
ЛИ, ИЛ, ЛИЛ…
ЛИСА, БЛИНЫ, ЛИЛИЯ
- Отработка звука в различных комбинаторных условиях:
БИ… БИНТ, КАБИНА
ГИ… ГИРЯ, НОГИ
КИ… КИНО, КИЛЛОГРАММ
ЛИ… ЛИМОН, УЛИЦА
НИ…КНИГА, НИНА
СИ…СИРЕНЬ, СИРОП
- Дифференциация с другими гласными:
. По подъёму языка
И – А; И – Э, ИРА – АНЯ
ПИСЬМО – ПАЛЬТО, ИНЕЙ – ЭХО.
. По движению языка вглубь рта
И – Ы, МИШКА – МЫШКА, БИТЬ – БЫТЬ, МИР – СЫР