Постановка и автоматизация звука [И].

Постановка и автоматизация звука [И].

Гласный , переднего ряда , верхнего подъёма .

АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ

1)Положение губ.

Губы сильно напряжены , прижаты к резцам , растянуты в улыбку.

2)Расстояние между резцами.

Очень маленькое (1-2мм).

3)Положение языка.

Кончик языка упирается в нижние резцы . Боковые края прилегают к верхним коренным зубам,

спинка поднята к передней части нёба , по середине желобок.

4)Положение мягкого нёба.

Мягкое нёбо поднято и закрывает в носовую полость-звук голосовой.

Можно видеть положение губ , края резцов, если приоткрыть рот, то и положение передней части языка.

Можно осязать вибрацию гортани и груди , сильное напряжение мышц дна ротовой полости и вибрацию в области темени.

ВЫЗЫВАНИЕ

Наиболее лёгкая позиция для произнесения – звук в ударной позиции.

1.Педагог произносит : ПИПИПИ…В этом случае часто получается естественный чистый И.Звук И в слогах ПИПИПИ произносится на ухо ребенку. Дать возможность прослушать звучание этого гласного в слове , слоге и отдельно . Обратить внимание на положение губ; приоткрыв рот , показать положение языка. Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя(снизу),дети ощущают напряжение мышц . Показать характерную вибрацию темени.

2.Посадить ребенка рядом с собой перед зеркалом , учитель произносит протяжное ХЬ_, приоткрыв при этом рот на столько , чтобы было видно положение языка. Одновременно о подносит к своему рту полоску бумаги , которая под действием выдыхаемой струи выгибается . Ребенок подражает учителю , контролируя себя с помощью зеркала и полоски бумаги , поднесенной ко рту . Если вместо ХЬ у него получилось СЬ , то следует шпателем или пальцем нажать на переднюю часть языка. Добившись звука ХЬ (напоминающего шепотное И), можно переходить к следующему этапу – данному звуку предпосылается ХЬ-ПХЬ (напоминающее шёпотное ПИ). Вызвав у ребёнка требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая ХЬ_, присоединяет голос , в результате чего получается j. Ребёнок улавливает переход ХЬ-J с помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Ребенок произносит за учителем Пj, которое при многократном  повторении переходит в ПИ. Из этого слога уже не трудно выделить отдельный гласный И непосредственно путём озвончения ХЬ.

3.Ученик произносит звук С_, затем, продолжая тянуть его, включает голос- СЗ. Ребёнок ощущает вибрацию держа руку на своём подборке. Затем звуку З предпосылается взрывной согласный П-ПЗ_. После того, как ребенок хорошо воспроизведёт это сочетание, учитель слегка прижимает переднюю, часть спинки языка так, чтобы  вместо характерной для З щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом – вместо ПЗ_ получаем Пj(шпатель не мешает образованию смычки губ при П). После ряда упражнений с механической помощью таким способом удаётся (иногда только через несколько дней)получить то же сочетание без помощи шпателя . В результате последующих упражнений И.Этому способствует произнесение :ПИПИПИ(быстро), затем удлиняем, гласный И-ПИПИ_. Затем звук И произносится изолированно.

4.Если ребёнок не может образовать звук З от С путём прибавления голоса (ребёнок может при этом отодвигать кончик языка вглубь рта), если ему предлагают произнести межзубное С, а затем озвончить его . Дальнейшая работа аналогична пункту №3 (только сначала в слоге ПЗ звук З звучит межзубно , потом педагог шпателем отодвигает кончик языка за нижние резцы).

5.При постановке  звука И педагог должен следить за те , чтобы язык был широким , выгнутым , а расстояние между зубами очень небольшим. Педагог произносит на ухо ребенку И в слогах ПИ, МИ, КИ, ТИ И ДР.

ДЕФЕКТЫ

  • «ОТКРЫТАЯ ГНУСАВАТЬ» Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.

Способы устранения гнусавости при произнесении звука И те же, что и при подобном дефекте У.

1.Разъяснение сущности дефекта.

2.Упражнения на твёрдой  атаке под дирижирование.

3.Постепенный переход к протяжному произношению.

  • Замена И на Э. Рот открыт слишком широко , недостаточно выгнута спинка языка, нет напряжения всей массы языка , губы пассивны.

Если недостаточен подъём языка , лучше всего исходить из ХЬ.

Если причина в большом расстоянии между зубами , то следует показать разницу между правильной и неправильной артикуляцией или механически сблизить челюсти, слегка нажав рукой на подборку снизу .

Перед зеркалом установить и закрепить нормальное расстояние между верхним и нижними резцами и растянутые в улыбку губы ; сопоставить широкий овал рта при А с узкой щелью при И . Для установления правильного положения языка рекомендуется следующие упражнения:

Перед зеркалом при открытом рте показать утрированно выгнутый язык и делать упражнения в выгибании и отпускании спинки языка при произнесении звуков И и А , приложив одновременно руку ребёнка ко дну ротовой полости , чтобы дать ему возможность ощущать напряжение дна ротовой полости при переходе от А к И.

Нажимом руки снизу , между подбородком и гортанью, слегка поднять корень и среднюю часть языка , т.е. механически сузить ротовой канал , что необходимо для получения звука И. Одновременно можно приложить руку ребёнка к своему темени , дать почувствовать вибрацию при звуке И и отсутствие вибрации при звуке А.(но это может привести к другому дефекту – к фальцетному произношению гласного И.).

  • Замена И на А . Пассивен язык.

1.Разъяснить сущность дефекта

2.Показать правильную артикуляцию , профиля рук.

  • Замена И на Ы.

Получается гласный звук верхнего подъёма, но не переднего ряда , а среднего.

Перед зеркалом показать , что кончик языка должен упираться в нижние резцы . Сопоставить это положение с положением языка при Ы:И-Ы…, Изобразить правильное и неправильное положение языка кистями рук.

  • Замена И на Й. Чрезмерный подъем языка- между спинкой языка и твердым нёбом образуется узкая щель- вместо гласного И слышится проторный (щелевой) согласный Й (j).     1.Предложить ребёнку в быстром темпе произнести ряд слогов :ПИПИПИ…Если при этом гласный очистится от шума ,то выделить И из последнего слова протяжным произнесением.

2.Произнести несколько раз протяжно и связно ИЙИЙИЙ…,при этом придержать одну руку ребёнка ко дну ротовой полости педагога, другую руку держать перед ртом педагога . Обратить внимание ребёнка на то , что в момент перехода от И к Й ощущается усиление выдыхаемой струи воздуха.

3.По средством зонда нажать на спинку языка , чтобы расширить щель между языком и нёбом.

  • Замена И на З .Передняя часть спинки языка сближена с резцами , образует с ними узкую щель .

Расширить щель между зубами . Если не поможет , придержать переднюю часть языка шпателем.

  • Замена И на Л . Язык не имеет посередине желобка и прикасается спинкой к альвеолам, оставляя щели по бокам (или с одного боку ); кончик языка за нижними резцами .

Звук ставится заново от С(З).

  • Фальцет . Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос. Причина : это часто происходит от того , что педагог при вызывании звука И недостаточно осторожно использовал ощущения вибрации темени.

Устраняется также , как фальцет У.

Система упражнений на закрепление

а)ПИПИПИ…

ПИ-ПИ-ПИ

ИИИ_

СПИТ

ВОВА СПИТ.

ПАПА СПИТ.

МАМА СПИТ.

БАБУШКА СПИТ.

b)МИ_МИ

МИША

МИШКА

МИША ИДЁТ .

МИШКА СПИТ.

c)ВИ_ВИ

С_И СИ

ВИЛКА

ВИТЯ

СИМА

ВИ___СИТ

ВИСИТ

ПАЛЬТО ВИСИТ.

ШАПКА ВИСИТ.

d) ТИ___ТИ

ТИХО (ТИКО)

КАР – ТИН – КА (КАЛ – ТИН – КА)

КАРТИН – КА

СИ – ДИТ

СИДИТ

МИША СИДИТ.

ВИТЯ СИДИТ.

КАРТИНКА ВИСИТ.

При закреплении звука И не следует брать прямые слоги с согласными Ш, Ж, Ц, так как после них вместо них вместо Ипроизносится Ы.

  1. Длительное изолированное произнесение И____.
  2. Отработка в позиции напряженной артикуляции:

Под ударением

ЛИ, ТИ, МИ…; ЛИСТЬЯ, КАРТИНА, ПИРАМИДА

В начале слова, слога

ИМ, ИТ, ИЛ…; ИДЕТ, ИСТОРИЯ, ИГРАЕТ

  1. Отработка звука в различных позиционных условиях

НИ,ИН, НИН…

НИТКИ, САНИ, КНИГА, НИНА

ПИ, ИН, ПИР…

ПИЛА, СПИНА, ПИРОГИ

СИ, ИС, СИР…

СИЛА, ВАСИЛЬКИ, КАССИР

ЛИ, ИЛ, ЛИЛ…

ЛИСА, БЛИНЫ, ЛИЛИЯ

  1. Отработка звука в различных комбинаторных условиях:

БИ… БИНТ, КАБИНА

ГИ… ГИРЯ, НОГИ

КИ… КИНО, КИЛЛОГРАММ

ЛИ… ЛИМОН, УЛИЦА

НИ…КНИГА, НИНА

СИ…СИРЕНЬ, СИРОП

  1. Дифференциация с другими гласными:

По подъёму языка

И – А; И – Э, ИРА – АНЯ

ПИСЬМО – ПАЛЬТО, ИНЕЙ – ЭХО.

По движению языка вглубь рта

И – Ы, МИШКА – МЫШКА, БИТЬ – БЫТЬ, МИР – СЫР

Похожие записи