Постановка и автоматизация звука [Ы].
Звук Ы
Гласный, верхнего подъёма, среднего ряда.
АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ
-
Положение губ.
Губы пассивны, рот приоткрыт.
-
Расстояние между резцами.
Несколько больше, чем при И.
-
Положение языка.
Язык напряжён. Кончик языка отходит назад от резцов, спинка высоко поднята (как при И) и поднята к задней части твёрдого нёба. Корень языка напряжён.
-
Положение мягкого нёба.
Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.
-
Положение голосовых связок.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют — образуется голос — звук голосовой.
Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.
Можно осязать вибрацию гортани и грудной клетки.
Можно ощущать слабую струю воздуха.
Вызывание
Постановка звука Ы не представляет большой трудности. Следует исходить от звука И, во время произнесения которого педагог слегка нажимает шпателем на переднюю часть языка, отодвигая его немного назад. В данном случае предпочтительнее употребление шпателя, а не пальца, так как при произнесении звука И расстояние между зубами очень незначительное и затрудняет просовывание пальца. Следует дать ребёнку возможность, используя остаточный слух, прослушать его звучание, сопоставить со звучанием И в слогах ПИ – ПЫ.
Приоткрыв рот, учитель должен показать перед зеркалом оттянутое назад положение языка, сопоставить при этом артикуляцию Ы с артикуляцией И в слогах ПИ – ПЫ. Педагог должен следить за тем, чтобы при произнесении звукаЫ ребёнок не выдвигал нижнюю челюсть, потому что такая артикуляция затрудняет плавное сочетание Ы с другими звуками. Не должен этого делать и сам педагог. Звук Ы в слоге ПЫ педагог произносит на ухо ребёнку.
1.Подбор слова.
2. Показ произношения, слухо-зрительное восприятие.
3. Анализ слова. Деление его на слоги.
4. Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.
5. Синтез.
Дефекты
Нижняя челюсть выдвинута вперёд так, что получается прикус, характерный для прогении.
Перед зеркалом показать правильное положение нижней челюсти и делать упражнения в слогах: ПЫПЫПЫ…, МЫМЫМЫ…, ВЫВЫВЫ…. Иногда приходится нажимать на подбородок, чтобы противодействова
«Замена Ы = Э». Средняя и корневая части языка недостаточно подняты ( звук Ы является гласным верхнего подъёма, а звук Э – среднего).
Перед зеркалом предложить ребёнку произнести гласный И или слог ПИ и нажать на переднюю часть языка – получится Ы ( ПЫ). Изобразить положение языка кистью руки.
«Замена Ы =И.» Кончик языка не оттянут в глубь ротовой полости — получается гласный верхнего подъёма и переднего ряда.
- Разъяснить сущность дефекта.
- Дать ребёнку возможность, используя остаточный слух, прослушать его звучание и сравнить ПЫ и ПИ.
- Показать правильную артикуляцию, оттянутое назад положение языка.
- Прижать переднюю часть спинки языка шпателем. При этом из слога ПИ должен автоматически получится ПЫ. После ряда упражнений, в ходе которых полезно побуждать ученика прижимать язык своим собственным пальцем, ученик сможет произносить звук Ы уже без всякой механической помощи.
«Замена Ы — А». Язык пассивен.
Разъяснить сущность дефекта. Показ правильной артикуляции, профилей рук.
«Открытая гнусавость». Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.
Гнусавость может выражаться не только в носовом оттенке, но и в замене гласного заднеязычным согласным (n). Для устранения гнусавости следует воспользоваться приёмами, рекомендованными для других гласных, но при коррекции гнусавого Ы ( = И, У) нельзя пользоваться нажимом на язык, поскольку артикуляция этих гласных требует высокого подъёма языка.
«Фальцет». Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.
Устранение такое же, как при коррекции фальцетного произношения других гласных.
- Перевод на слабый голос или шёпотную речь.
- Протяжное произношение.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПЫ__ПЫ__ПЫ__
ПЫ — ПЫ — ПЫ
МЫ БЫ
МЫЛО
БЫСТРО
ГРИБЫ
РЫ ЖИ (ЖЫ)
РЫБА
ЖИВОТ РЫБА ПЛАВАЕТ В ВОДЕ.
У МЕНЯ БОЛИТ ЖИВОТ.
ВЫ ДЫ
АШИ (АШЫ)
АСЫ
ВЫСОКО
ДЫМ
УШИ
ДЕТИ УВИДЕЛИ ДЫМ.
У ЗАЙКИ ДЛИННЫЕ УШИ, У ЗАЙКИ УСЫ.
ПЛЫ ПРЫ КРЫ
ПЛЫВЁТ
ПРЫГАЕТ
РЫБА ПЛАВАЕТ БЫСТРО.
ПАРОХОД ПЛЫВЁТ БЫСТРО.
МАЛЬЧИК ПРЫГАЕТ БЫСТРО.
Длительное произнесение изолированного Ы___ .
Отработка звука в позиции напряжённой артикуляции:
ТЫТЫ… ТЫКВА
РЫРЫ… РЫБА
ПЫПЫ… ЛАПЫ
ДЫДЫ …ДЫНЯ
БЫБЫ… БЫСТРО
Отработка звука в различных позиционных условиях ( в конце слова, между согласными):
СЫСЫ…ОСЫ
ФЫФЫ… ШКАФЫ
ЗЫЗЫ… КОЗЫ
ДЫДЫ… ПАРОХОДЫ
РЫРЫ… РЫНОК, РЫБА
СЫСЫ… СЫР, СЫН
Отработка звука в различных комбинаторных условиях:
БЫ… БЫЛ, ГУБЫ
ЛЫ… ЛЫЖИ, ПОЛЫ
ДЫ… ДЫНЯ, САДЫ
ПЫ… ПЫЛЬ, КОПЫТА
Дифференциация звука с другими гласными по движению языка в глубь ротовой полости:
Ы – И
ЛИСЫ — ЛЫЖИ
МЫЛО — МИЛЫЙ
МЫШКА – МИШКА
Благодарю за пост, сложно поставить звук Ы ребёнку у которого ОНР и куча дефектов… попробую.