Постановка и автоматизация звука [Ы].

Звук Ы

Гласный, верхнего подъёма, среднего ряда.

АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ

  • Положение губ.

Губы пассивны, рот приоткрыт.

  • Расстояние между резцами.

Несколько больше, чем при И.

  • Положение языка.

Язык напряжён. Кончик языка отходит назад от резцов, спинка высоко поднята (как при И) и поднята к задней части твёрдого нёба. Корень языка напряжён.

  • Положение мягкого нёба.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость – звук ротовой.

  • Положение голосовых связок.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют — образуется голос — звук голосовой.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать вибрацию гортани и грудной клетки.

Можно ощущать слабую струю воздуха.

Вызывание

Постановка звука Ы не представляет большой трудности. Следует исходить от звука И, во время произнесения которого педагог слегка нажимает шпателем на переднюю часть языка, отодвигая его немного назад. В данном случае предпочтительнее употребление шпателя, а не пальца, так как при произнесении звука И расстояние между зубами очень незначительное и затрудняет просовывание пальца. Следует дать ребёнку возможность, используя остаточный слух, прослушать его звучание, сопоставить со звучанием И в слогах ПИ – ПЫ.

Приоткрыв рот, учитель должен показать перед зеркалом оттянутое назад положение языка, сопоставить при этом артикуляцию Ы с артикуляцией И в слогах ПИ – ПЫ. Педагог должен следить за тем, чтобы при произнесении звукаЫ ребёнок не выдвигал нижнюю челюсть, потому что такая артикуляция затрудняет плавное сочетание Ы с другими звуками. Не должен этого делать и сам педагог. Звук Ы в слоге ПЫ педагог произносит на ухо ребёнку.

1.Подбор слова.

2. Показ произношения, слухо-зрительное восприятие.

3. Анализ слова. Деление его на слоги.

4. Деление слога на звуки. Работа с изолированным звуком.

5. Синтез.

Дефекты

Нижняя челюсть выдвинута вперёд так, что получается прикус, характерный для прогении.

Перед зеркалом показать правильное положение нижней челюсти и делать упражнения в слогах: ПЫПЫПЫ…, МЫМЫМЫ…, ВЫВЫВЫ…. Иногда приходится нажимать на подбородок, чтобы противодействовать стремлению к выдвижению нижней челюсти.

«Замена Ы = Э». Средняя и корневая части языка недостаточно подняты ( звук Ы является гласным верхнего подъёма, а звук Э – среднего).

Перед зеркалом предложить ребёнку произнести гласный И или слог ПИ и нажать на переднюю часть языка – получится Ы ( ПЫ). Изобразить положение языка кистью руки.

«Замена Ы =И.» Кончик языка не оттянут в глубь ротовой полости — получается гласный верхнего подъёма и переднего ряда.

  • Разъяснить сущность дефекта.
  • Дать ребёнку возможность, используя остаточный слух, прослушать его звучание и сравнить ПЫ и ПИ.
  • Показать правильную артикуляцию, оттянутое назад положение языка.
  • Прижать переднюю часть спинки языка шпателем. При этом из слога ПИ должен автоматически получится ПЫ. После ряда упражнений, в ходе которых полезно побуждать ученика прижимать язык своим собственным пальцем, ученик сможет произносить звук Ы уже без всякой механической помощи.

«Замена Ы — А». Язык пассивен.

Разъяснить сущность дефекта. Показ правильной артикуляции, профилей рук.

«Открытая гнусавость». Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.

Гнусавость может выражаться не только в носовом оттенке, но и в замене гласного заднеязычным согласным (n). Для устранения гнусавости следует воспользоваться приёмами, рекомендованными для других гласных, но при коррекции гнусавого Ы ( = И, У) нельзя пользоваться нажимом на язык, поскольку артикуляция этих гласных требует высокого подъёма языка.

«Фальцет». Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос.

Устранение такое же, как при коррекции фальцетного произношения других гласных.

  • Перевод на слабый голос или шёпотную речь.
  • Протяжное произношение.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПЫ__ПЫ__ПЫ__

ПЫ — ПЫ — ПЫ

МЫ БЫ

МЫЛО

БЫСТРО

ГРИБЫ

РЫ ЖИ (ЖЫ)

РЫБА

ЖИВОТ РЫБА ПЛАВАЕТ В ВОДЕ.

У МЕНЯ БОЛИТ ЖИВОТ.

ВЫ ДЫ

АШИ (АШЫ)

АСЫ

ВЫСОКО

ДЫМ

УШИ

ДЕТИ УВИДЕЛИ ДЫМ.

У ЗАЙКИ ДЛИННЫЕ УШИ, У ЗАЙКИ УСЫ.

ПЛЫ ПРЫ КРЫ

ПЛЫВЁТ

ПРЫГАЕТ

РЫБА ПЛАВАЕТ БЫСТРО.

ПАРОХОД ПЛЫВЁТ БЫСТРО.

МАЛЬЧИК ПРЫГАЕТ БЫСТРО.

Длительное произнесение изолированного Ы___ .

Отработка звука в позиции напряжённой артикуляции:

ТЫТЫ… ТЫКВА

РЫРЫ… РЫБА

ПЫПЫ… ЛАПЫ

ДЫДЫ …ДЫНЯ

БЫБЫ… БЫСТРО

Отработка звука в различных позиционных условиях ( в конце слова, между согласными):

СЫСЫ…ОСЫ

ФЫФЫ… ШКАФЫ

ЗЫЗЫ… КОЗЫ

ДЫДЫ… ПАРОХОДЫ

РЫРЫ… РЫНОК, РЫБА

СЫСЫ… СЫР, СЫН

Отработка звука в различных комбинаторных условиях:

БЫ… БЫЛ, ГУБЫ

ЛЫ… ЛЫЖИ, ПОЛЫ

ДЫ… ДЫНЯ, САДЫ

ПЫ… ПЫЛЬ, КОПЫТА

Дифференциация звука с другими гласными по движению языка в глубь ротовой полости:

Ы – И

ЛИСЫ — ЛЫЖИ

МЫЛО — МИЛЫЙ

МЫШКА – МИШКА

 

Похожие записи

Один комментарий

  1. Благодарю за пост, сложно поставить звук Ы ребёнку у которого ОНР и куча дефектов… попробую.

Комментарии закрыты.