РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Фонематический слух — врожденная способность различать звуки родного языка. Основная функция: смыслоразличительная. При сохранном фонематическом слухе можно без труда отличить слова, например:

сорт — трос-торс    или    тапки-шапки, удочка-уточка.

Фонематический слух необходим для различения слов, отличающихся одним звуком. Развитие фонематического слуха – важнейшая предпосылка  обучения детей чтению. Необходимо знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и  сходно, что звуки в слове произносятся  в определенной последовательности, знакомить  с многообразием слов  и разнообразием звуков окружающего мира. Можно включать активную деятельность различные анализаторы:

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР -упражнения на узнавание и нахождение предмета по слову, загадке, рисунку.

ТАКТИЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР-игра  « Чудесный мешочек». Ребенок узнает предметы наощупь.

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР-словесные игры без опоры на рисунок.

ЗАДАНИЯ.

Звук С .

Цель: развиваем способность самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука С. Тренировка слухового анализатора.

 

Чтобы ноги отдохнули, посиди- ка ты на стуле.

Светит весело в оконце, ну конечно, это солнце.

 

Звуки З, Ш, Ж.

Цель: тренировка слухового анализатора. Расширение знаний об окружающем мире. Тренировка органов артикуляционного аппарата.

« Веселая полянка».

Как поет жук?    Ж- Ж- Ж.

Как поет большой комарик?  З- З- З.

Как поет маленький комарик?  ЗЬ- ЗЬ- ЗЬ.

Песенка ветерка: Ш-Ш-Ш

Цель: развиваем способность различать слова, которые отличаются одной буквой, учим правильно их использовать в тексте. Развиваем зрительный анализатор ( опора на картинку).

Мама с бочками ( дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело.

 

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

 

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

с длинными усами!

 

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран ( банан).

 

Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.

Выполнять упражнения перед зеркалом. Повторять от двух до пяти раз.

  1. Плавное и медленное закрывание и закрывание рта.
  2. Вытягивание губ вперед ( трубочкой ) и растягивание их в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов.
  3. Движение языка вперед и глубоко назад, при широко открытом рте.
  4. Поднимание языка вверх на верхнюю губу и опускание вниз на нижнюю губу.
  5. Поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние.
  6. Повороты языка вправо и влево к уголкам губ. Следить, чтобы не двигалась челюсть вместе с языком.
  1. Повороты языка в стороны до упора кончиком языка в каждую щеку.
    Рот широко открыт.
  2. Круговые движения языка. Язык, медленно двигаясь, облизывает сначала
    верхнюю, а затем нижнюю губу.
  3. Пощелкивание кончиком языка, рот открыт.
    Подражание цоканью копыт лошади о мостовую.
  4. Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик вынутого
    языка.

Следить, чтобы не надувались щеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.