«ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ [Б],[П], [Б’], [П’], ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ (ПАРНЫЕ)».
МБОУ «ЛИЦЕЙ №101» г. Барнаул
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ [Б],[П,] [Б’] [П’] ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ (ПАРНЫЕ)».
Аттестуемый педагог (ФИО) | Учитель-логопед Труфанова Марина Александровна |
Образовательная область | Коррекционная |
Возрастная группа | Учащиеся 3 классов (Дисграфия, обусловленная НВОНР) |
Форма | Групповое занятие |
Логопедическое занятие проводилось с группой учащихся 3 классов с нарушением письма, обусловленным НВОНР. Коррекционно-развивающая работа с данными детьми
строится по таким направлениям , как развитие лексического запаса, грамматической стороны речи, фонематических процессов, а также развитие моторики, ВПФ. В работе по исправлению речевых нарушений учитываются возрастные особенности детей, программа по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Занятие строилось с учетом таких коррекционных методик, как “Коррекция акустической дисграфии Е.В.Мазанова; “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” Л.Н. Ефименкова;. Данный урок представлен в рамках систематической логопедической работы с учащимися. Конспект логопедического занятия составлен на основе рабочей программы , разработанной в начале учебного года для данной группы детей.
До этого было проведено одно занятие по данной теме, целью которого являлось закрепление умения различать звуки [Б]- [П]и [Б] -[П‘] в слогах и словах.
Список использованных источников:
1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
2.Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Издательство «ВЛАДОС»,2003г.
3.И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
М.Издательство «ВЛАДОС», 1997.
- http://www.prozagadki.ru
- http://lifeglobe.net
Тема. Звуки Б [Б’] и П [П’] . Буквы Б-П.
Цель: закреплять умение различать звонкие и глухие согласные звуки [Б]-[П], [Б’]-[П’] в словах и предложениях и обозначать их соответствующими буквами.
Задачи:
Коррекционно- развивающие:
-развитие фонематического процессов;
-развитие звукобуквенного анализа;
-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
-развитие и активизация словаря детей по теме «Птицы»;
-развитие фонематических процессов;
.Образовательные:
-уточнение различий между парными (звонкий-глухой) звуками;
-закрепление правильного составления предложения;
-актуализация и расширение представлений о птицах
Воспитательные:
-развитие умения работать в группе;
-воспитание культуры общения через умение слушать другого.
-совершенствование самоконтроля;
Здоровьесберегающие
— предотвращение утомляемости учащихся.
В ходе занятия ученики закрепят умение дифференцировать звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам на уровне слов и предложений, расширят и актуализируют знания о птицах, закрепят умение составлять предложения с опорой на вопросы.
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек с написанными предложениями, массажный мяч, картинки с птицами, артикуляционные профили звуков [Б] и [П].
Продолжительность занятия: 40 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы и виды работы
|
Деятельность Логопеда |
Деятельность детей |
Примечание
|
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|||
1.Организацион- ный момент.
|
Приветствие. Приглашение детей на занятие. Я рада видеть вас на уроке.
Прозвенел звонок, Начался урок. Тихо мы за парты встали И друг другу покивали Улыбнулись, поклонились … И на место опустились.
|
Дети заходят в кабинет, садятся за парты. |
Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия. Результат организационного момента: учащиеся включились в занятие |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|||
2. Введение в тему занятия
3. Характеристика звуков.
4.Загадки
|
Создание проблемной ситуации. Инструкция: Ребята посмотрите на доску. Здесь написаны слова. в которых я допустила ошибку. Какую ошибку я допустила?. Скажите какие буквы я пропустила?.
Давайте вспомним какие звуки на письме обозначают буквы Б и П.
Как вы думаете какой будет тема нашего занятия? Мы будем продолжать работать по данной теме.
А кто может сформулировать цель нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? Хорошо, молодцы, ребята.
|
Ответы детей: Пропущены буквы.
Буквы Б и П.
Буква Б на письме обозначает звуки [Б] и [Б’], а буква П на письме обозначает звуки П и [П’]
Звуки [ Б]-[Б’] и [П]-[П’]. Буквы П и Б
Различать звуки [Б]-[П] и [Б’]-[П’] |
Развитие зрительного внимания
Таким образом, дети самостоятельно приходят к определению темы и постановки цели занятия.
|
Давайте вспомним характеристику звуков. В звуках [ Б] и [П] сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду (губы),могут быть мягкими и твёрдыми; различие: звук [ П] – глухой, звук [Б] – звонкий.
Инструкция: Я сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Посмотрим, кто больше загадок отгадает. Ответы нужно записать в тетрадь. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам.
Шило впереди, клубок спереди, ножницы сзади
Хоть на птицу я похож, С высотою незнаком, Крылья есть, но только всё ж Я всю жизнь хожу пешком
Скажи ты мне, какой чудак И днем и ночью носит фрак? если не отгадали предыдущую загадку, то загадываю следующую: Приезжайте в Антарктиду! На родном материке Я гуляю с важным видом В черно-белом сюртуке.)
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут.
Что за птичка, ох и ах! Как цветок хорошенький, Меньше всех на свете птах, Чуть крупней горошинки? |
[Б]– согласный, звонкий, твёрдый; [Б’]- согласный, звонкий, мягкий; [П]– согласный, глухой, твёрдый; [П’]- согласный, глухой, мягкий;
Устно отвечают и записывают ответы в тетрадь
Павлин
Ласточка
Страус
Пингвин
Голубь
Колибри |
Дифференциация звуков, близких по артикуляционно-акустическим признакам. Закрепление ранее достигнутых результатов работы
Задание поддерживает интерес учащихся к уроку и стимулирует познавательную активность.
Развитие умения узнавать предмет по описанию Уточнение представлений о птицах и обогащение словаря |
|
5.Орфограмма. |
По мере ответов детей выставляются картинки с изображением птиц. А каких птиц вы знаете еще?
Найдите среди записанных вами слов слова с буквами П и Б. Подчеркните букву П –одной чертой, а Б- двумя чертами. Какие звуки они обозначают в данных словах? Скажите в каком слове звук Б находится в позиции оглушения? Да, вы правы. Этот согласный встречается во всех фонетических позициях, кроме конца слова и позиции перед глухими согласными (голубки).
Давайте вспомним орфограмму, которую нужно в этом случае.
|
Дети выполняют задание.
В слове голубь. |
Развитие фонематического анализа Повторение ранее полученных знаний
|
6.Составление предложений с опорой на слова. |
Сейчас вы по очереди будете выходить к доске. Я буду называть вам слова из которых вы должны составить предложение и записать его на доске. Затем назвать какой звук [Б] [ Б’], [П] [П’] слышится в словах записанного предложения. Остальные ребята записывают получившееся предложение в тетради.
Бабочка, полянка, порхать, белая; Полина, белая, блузка, и, покупать ; тропинка, шагал, путник, быстро, по; из, бумага, Боря, змей, делать; бабушка, подарить, брюки, Паша.
Если у детей возникают трудности на слух выполнить упражнение, то предлагается наглядность в виде карточки со словами. |
Дети выполняют задание. |
Закрепление умения составлять предложения с опорой на слова. Развитие фонематического слуха. |
7. Динамическая пауза. Игра «Скажи наоборот» с массажным мячиком |
Инструкция: Ребята, встаньте, пожалуйста, из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я кидаю вам мяч со словом в котором есть звук[ Б] а вы , после того, как покатали его немного в руках , бросаете его мне заменив в данном слове звук [Б] на парный звук и наоборот. — бочка — палка -пыль — бил -забирать — пропел -блещут Спасибо, молодцы, садитесь. |
Дети перекидывают мяч, а пока думают над ответом катают мяч в руках.
— почка — балка -быль -пил -запирать — пробел -плещут
|
Развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу. Снятие физического напряжения, утомления.
|
8. Работа с карточками.
9. Ответы на вопросы. Игра «Кто быстрее?»
|
Ребята, я уверенна, что вы много знаете про таких птиц как ворона , воробей, голубь. А знаете ли вы что-нибудь про птицу колибри? Хорошо, а еще, колибри — единственная птица в мире, способная лететь назад. Сейчас, я каждому из вас дам карточку на которой написано предложение. В этих предложениях речь идет о колибри. Возможно, это будет новая для вас информация. Вы внимательно читаете про себя данное предложение, затем переворачиваете ее и записываете так, как запомнили. После того, как записали, карточку опять пе-реворачиваете и проверяете правильность написанного. Если есть ошибки исправля-ете. Буквы, обозначающие звуки [Б] [Б’] подчеркиваем одной чертой, а звуки, обоз-начающие [П [П’] двумя чертами. На карточках такие предложения: Колибри пит-ается цветочным нектаром и насекомыми. В гнезде колибри не бывает больше двух яиц. Птица храбро защищает свое гнездо. Ее гнездо сделано из растений, мха и паутины. Прочитайте вслух по очереди то , что вы написали. А теперь давайте поиграем в игру « Кто быстрее?». Я буду вам задавать вопросы, а вы должны ответить на них не одним словом ,а полным предложением . После ответа записываем предложение в тетрадь. Тот кто отгадал тот и диктует ответ на вопрос дру-гим учащимся. Буквы Б и П подчеркиваем. Итак, кто быстрее? Какая птица приле-тает с первым снегом? Какие птицы курлычат? Какая птица гордиться пышным хвостом? Какая птица днем спит, а ночью летает? Какая птица днем спит, а ночью летает? |
Да, это самая маленькая птица в мире.
Дети выполняют задание в тетради.
Снегирь прилетает с первым снегом. Журавли курлычат. Павлин гордится пышным хвостом. Филин днем спит, а ночью летает |
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти. Расширение представлений детей о птицах. Развитие навыков самоконтроля. Дифференциация звуков.
Развитие навыка построения предложений по вопросам. |
III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ |
|||
10. Синтезирующая беседа
|
Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [Б], [П]. Вы очень хорошо справлялись с заданиями. Саша правильно определил тему и цель занятия Никита больше всех отгадал загадок. Иван записал предложение только с одной ошибкой и т. д. Что вам особенно понравилось или не понравилось? Что нового вы узнали на занятии? Спасибо за ваше хорошее настроение. Молодцы, ребята! |
Ответы детей: Мы учились различать звуки согласные Б и П . Звук [Б] – звонкий, звук [П] – глухой.
|
Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии
|