«ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ [Б],[П], [Б’], [П’], ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ (ПАРНЫЕ)».

МБОУ  «ЛИЦЕЙ №101»  г. Барнаул

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ [Б],[П,] [Б’] [П’]  ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ (ПАРНЫЕ)».

 Аттестуемый педагог (ФИО) Учитель-логопед Труфанова Марина Александровна
Образовательная область Коррекционная
Возрастная группа  Учащиеся 3 классов  (Дисграфия, обусловленная НВОНР)
Форма Групповое занятие

Логопедическое занятие проводилось с группой учащихся  3 классов с нарушением письма, обусловленным НВОНР.  Коррекционно-развивающая работа  с данными детьми

строится  по таким направлениям , как развитие  лексического  запаса, грамматической стороны речи, фонематических процессов, а также развитие моторики, ВПФ.  В работе по исправлению речевых нарушений  учитываются возрастные особенности детей, программа по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Занятие строилось с учетом таких коррекционных методик, как “Коррекция акустической дисграфии Е.В.Мазанова; “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” Л.Н. Ефименкова;. Данный урок представлен в рамках систематической логопедической работы с учащимися. Конспект логопедического занятия составлен на основе рабочей программы , разработанной  в начале учебного года для данной группы детей.

До этого было проведено одно занятие по данной теме, целью которого  являлось закрепление умения различать звуки [Б]- [П]и [Б] -[П‘]  в  слогах и словах.

Список использованных источников:

1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2.Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Издательство «ВЛАДОС»,2003г.

3.И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

М.Издательство «ВЛАДОС», 1997.

  1. http://www.prozagadki.ru
  2. http://lifeglobe.net

Тема. Звуки Б [Б’]  и П [П’] . Буквы  Б-П.

Цель: закреплять умение различать звонкие и глухие согласные звуки [Б]-[П], [Б’]-[П’] в словах и предложениях и обозначать их соответствующими буквами.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

-развитие фонематического процессов;

-развитие звукобуквенного анализа;

-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

-развитие и активизация словаря детей по теме «Птицы»;

-развитие фонематических процессов;

.Образовательные:

-уточнение различий между парными (звонкий-глухой) звуками;

-закрепление правильного составления предложения;

-актуализация и расширение представлений о птицах

Воспитательные:

-развитие умения работать в группе;

-воспитание культуры общения через умение слушать другого.

-совершенствование  самоконтроля;

Здоровьесберегающие

— предотвращение утомляемости учащихся.

В ходе занятия ученики закрепят умение дифференцировать  звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам на уровне слов и предложений,  расширят и  актуализируют знания о птицах, закрепят умение составлять предложения с опорой на вопросы.

Оборудование:  раздаточный материал в виде карточек  с написанными предложениями, массажный мяч, картинки с птицами, артикуляционные профили звуков [Б] и [П].

 Продолжительность занятия: 40 минут                                                                       

   ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

 

 

Деятельность

Логопеда

Деятельность

детей

Примечание

 

 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.Организацион- ный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приветствие. Приглашение детей на занятие. Я рада видеть вас на уроке.

 

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали

Улыбнулись, поклонились …

И на место опустились.

 

 

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Организовать

учащихся к началу занятия.

Результат организационного момента: учащиеся включились в занятие

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему  занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика

звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Загадки

 

 Создание проблемной ситуации.         Инструкция: Ребята посмотрите на доску. Здесь написаны слова.  в которых я допустила ошибку. Какую ошибку я допустила?.

Скажите какие буквы я пропустила?.

 

Давайте вспомним  какие звуки на письме обозначают  буквы Б и П.

 

 

 

 

Как вы думаете какой будет тема нашего занятия?  Мы будем продолжать работать  по данной теме.

 

А кто может сформулировать цель нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?

Хорошо, молодцы, ребята.

 

 

Ответы детей: Пропущены буквы.

 

 

 

Буквы Б и П.

 

 

Буква Б на письме обозначает звуки [Б] и [Б’], а буква П на письме обозначает звуки П и [П’]

 

Звуки [ Б]-[Б’] и [П]-[П’]. Буквы П и Б

 

Различать звуки [Б]-[П] и [Б’]-[П’]

Развитие зрительного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, дети самостоятельно приходят  к определению темы и  постановки цели  занятия.

 

 Давайте вспомним характеристику звуков.  В звуках [ Б] и [П] сходство:  они согласные, парные,  т.к. имеют  одинаковую   преграду (губы),могут  быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук [ П] – глухой,  звук [Б] – звонкий.

 

Инструкция: Я сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Посмотрим, кто больше загадок отгадает. Ответы нужно записать в тетрадь.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

 

Шило впереди,

клубок спереди,

ножницы сзади

 

Хоть на птицу я похож,

С высотою незнаком,

Крылья есть, но только всё ж

Я всю жизнь хожу пешком

 

Скажи ты мне, какой чудак

И днем и ночью носит фрак?

если не отгадали предыдущую загадку, то загадываю следующую:

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут.

 

Что за птичка, ох и ах!

Как цветок хорошенький,

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки?

[Б]– согласный, звонкий, твёрдый; [Б’]- согласный, звонкий, мягкий; [П]– согласный, глухой, твёрдый; [П’]- согласный, глухой, мягкий;

 

 

 

 

 

 

Устно отвечают и записывают ответы в тетрадь

 

 

Павлин

 

 

 

Ласточка

 

 

 

 

Страус

 

 

 

 

Пингвин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубь

 

 

 

 

Колибри

Дифференциация звуков, близких по артикуляционно-акустическим признакам.  Закрепление ранее достигнутых результатов работы

 

 

 

 

 

Задание поддерживает интерес учащихся к уроку и  стимулирует познавательную активность.

 

 

 

Развитие умения узнавать предмет по описанию

Уточнение представлений о птицах и обогащение словаря

 

 

 

 

 

5.Орфограмма.

По мере ответов детей  выставляются картинки с изображением птиц.

А каких птиц  вы знаете еще?

 

Найдите  среди записанных вами слов слова с буквами П и Б. Подчеркните  букву П –одной чертой, а Б- двумя чертами. Какие звуки они обозначают в данных словах?

Скажите в каком слове звук Б находится в позиции оглушения? Да, вы правы. Этот согласный встречается во всех фонетических позициях, кроме конца слова и позиции перед глухими согласными (голубки).

 

Давайте вспомним орфограмму,  которую нужно в этом случае.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

В слове голубь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фонематического анализа

Повторение ранее полученных знаний

 

 

 

 

6.Составление предложений с опорой на слова.

 Сейчас вы по очереди будете выходить к доске.  Я буду называть вам слова из которых вы должны составить предложение и записать его на доске. Затем назвать какой звук [Б] [ Б’], [П] [П’]  слышится в словах  записанного предложения. Остальные ребята записывают получившееся предложение в тетради.

 

Бабочка, полянка, порхать, белая; Полина, белая, блузка, и, покупать ; тропинка, шагал, путник, быстро, по; из, бумага, Боря,  змей, делать; бабушка, подарить, брюки, Паша.

 

Если у детей возникают трудности на слух выполнить упражнение, то предлагается наглядность в виде карточки со словами.

Дети выполняют задание.

Закрепление умения составлять предложения с опорой на слова.

Развитие фонематического слуха.

7. Динамическая пауза. Игра «Скажи наоборот»  с  массажным мячиком

Инструкция: Ребята, встаньте, пожалуйста, из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я кидаю вам мяч со словом в котором есть звук[ Б] а вы , после того, как покатали его немного в руках , бросаете его мне  заменив в данном слове звук [Б] на парный звук и наоборот.

— бочка

— палка

-пыль

— бил

-забирать

— пропел

-блещут

Спасибо, молодцы, садитесь.

Дети  перекидывают мяч, а пока думают  над ответом катают мяч в руках.

 

 

 

 

— почка

— балка

-быль

-пил

-запирать

— пробел

-плещут

 

 

 

 

 

 

Развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Снятие физического напряжения, утомления.

 

8. Работа с

карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Ответы на вопросы. Игра «Кто  быстрее?»

 

 

 

 

Ребята, я уверенна, что вы много  знаете про таких птиц как ворона , воробей, голубь. А знаете ли вы что-нибудь про птицу колибри?  Хорошо, а еще, колибри — единственная птица в мире, способная лететь назад. Сейчас, я  каждому из вас дам карточку на которой написано предложение. В этих предложениях речь идет о колибри. Возможно,  это будет новая для вас информация.  Вы внимательно читаете про себя  данное предложение, затем переворачиваете ее и записываете так, как запомнили. После того, как записали, карточку опять пе-реворачиваете и проверяете правильность написанного. Если есть ошибки исправля-ете. Буквы, обозначающие звуки  [Б] [Б’]  подчеркиваем одной чертой, а звуки, обоз-начающие [П [П’]   двумя чертами. На карточках такие предложения: Колибри пит-ается цветочным нектаром и насекомыми. В гнезде колибри не бывает больше двух яиц. Птица храбро защищает свое гнездо. Ее гнездо  сделано  из растений,  мха и паутины. Прочитайте вслух по очереди то , что вы написали.

А теперь давайте поиграем в игру « Кто быстрее?». Я буду вам задавать вопросы, а вы должны ответить на них не одним словом ,а полным предложением . После ответа записываем предложение в тетрадь. Тот кто отгадал тот и диктует ответ на вопрос дру-гим учащимся. Буквы Б и П подчеркиваем.  Итак, кто  быстрее? Какая птица приле-тает с первым снегом? Какие  птицы курлычат? Какая птица гордиться пышным хвостом? Какая птица днем спит, а ночью летает?

Какая птица днем спит, а ночью летает?

Да, это самая маленькая птица в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снегирь прилетает с первым снегом. Журавли курлычат. Павлин гордится пышным хвостом.

Филин днем спит, а ночью летает

Развитие зрительного внимания, зрительной  памяти.

Расширение представлений  детей о птицах.

Развитие  навыков самоконтроля.

Дифференциация звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыка построения предложений по вопросам.

 

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

10.

Синтезирующая беседа

 

 

 

 

 

 

Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [Б], [П].

Вы очень хорошо справлялись с заданиями. Саша правильно определил тему и цель занятия Никита больше всех отгадал загадок.  Иван  записал  предложение  только с одной ошибкой и т. д.  Что вам особенно понравилось или не понравилось? Что нового вы узнали на занятии?

Спасибо за ваше хорошее настроение. Молодцы, ребята!

Ответы детей: Мы учились различать звуки согласные Б и П . Звук [Б] – звонкий, звук [П] – глухой.

 

Поддерживающая оценка работы каждого  ребенка на занятии

 

 

Похожие записи